olly_ru (olly_ru) wrote,
olly_ru

Непал. Мера пик. Восхождение и быстрые перемещения в пространстве.

Я настолько затянула сагу о Мере пике, что даже самые терпеливые читатели начали писать:
- Да когда же вы на него уже взойдёте! Невозможно уже читать этот бесконечный роман о меро-хождениях.

Я вас понимаю. Но поверьте мне, что это тот редкий случай, когда предварительные манёвры гораздо интереснее самого действия.

Людям, которые не решаются лезть на самую вершину и поэтому не рассматривают участие в нашем путешествии в принципе, я так и говорю:
- Да не лезьте туда, нечего там делать. Просто прогуляйтесь до верхнего лагеря.

Потому что дорога к Мера пику - один из самых красивых треккингов в Гималаях. Да ещё и совсем безлюдный, что немаловажно.
А уж какие виды откроются безо всяких героических подвигов по достижению вершин, вы уже и сами видели.

А восхождение... Ну, что восхождение? Вышли, пошли, дошли.
Почти все дошли.
На красивую картинку с нового, более высокого ракурса посмотрели.

Но раз уж я взялась рассказывать про всю поездку, то расскажу и про восхождение. Иначе история какая-то неполная будет.
И останутся вопросы: оправдался ли тот жуткий прогноз погоды, оправдано ли было наше долгое сидение в Кхаре, и на что похоже восхождение на Мера пик.

Итак, на два часа ночи был назначен подъём. В три часа мы планировали выйти на восхождение.

Как ни странно, это был тот редкий случай, когда мне удалось даже немного поспать.
Обычно ночь перед восхождением - это какая-то невнятная полудрёма в периодическими проваливаниями в сон и просыпаниями.
А тут удалось полноценно пять часов поспать. Это ли не чудо.

Что там было у моих участников - я не знаю. Они не рассказывали. Но как минимум один точно спал, раз к нему в палатку собака пробралась, а он даже не заметил.

Ещё в Кхаре, когда мы обсуждали непосредственно восхождение, Антон сказал, что хочет идти в своём темпе, ни от кого не завися, и поэтому хочет взять на восхождение персонального гида.
Гид этот тут же нашёлся. Глава семьи, которая вела хозяйство в лодже, где мы жили, по совместительству оказался горным гидом.
Он должен был также вторым гидом сопровождать на восхождение группу, которая шла на день раньше нас, и за вполне скромное вознаграждение готов был остаться и сходить с Антоном.

С ними же решил пойти друг Антона Митя. По крайней мере попробовать пойти в том темпе, в котором они пойдут.
Поэтому на всякий случай мы отпустили эту связку первыми, чтобы была возможность для манёвров, если что-то пойдёт не так.

Мне достался Игорь и в качестве довеска Нгатемба - наш главный местный гид - сказал, что с нами пойдёт ещё один парень.
Молодой парень был главным над нашими портерами, на ночёвках помогал Нгатембе и в отличие от всех портеров чаще всего на переходах шёл с нами.
По всему было видно, что Нгатемба его готовит в гиды и хотел, чтобы тот с нами потренировался.
Но такое же никто не скажет. А сказано было следующее:
- Он будет тебе помогать, а если кто-то захочет пойти вниз, он сможет пойти с этим человеком.
- Как здорово! - подумала я.

Однако когда ночью увидела этого парня, оптимизм мой слегка поутих.

- А у тебя есть верёвка?
- Нет.
- А где твой ледоруб или палки?
- А мне не надо.

Вот такой помощничек. Как он мог бы кого-то сопровождать вниз, я не знаю.
Но в тот момент, когда это всё выяснилось, мы и так порядком задержались с выходом да и был такой дубак, что уже как-то хотелось начать двигаться.
Поэтому справедливо решив, что вряд ли он нам помешает, я его поставила последним в связку.

По тем же причинам - холода и позднего выхода - мы не стали ждать очень медленно собирающуюся Олю и потихоньку пошли.
Поднимаясь с группой я всегда иду с последней связкой. Но тут уже было просто жаль остальных ребят, которые потихоньку замерзали.
В конце концов Оля уже восходила на Мера пик, а Нгатемба - наш главный гид, так что я оставляла самое ценное, что у нас было.

А дальше мы долго и очень медленно шли по снежному склону. Сначала в полной темноте, лишь луч фонарика освещал тропу (фонарика у нашего супер-помощника тоже не было).

Вышли мы где-то в полчетвёртого. Где-то через час мы догнали связку Антона, Мити и их гида.
Вернее, они специально подождали нас.
Мите не понравилось идти в рваном ритме, в котором шёл его товарищ, и он попросился к нам.

Взяли конечно. Теперь у нас был весёлый паровозик из четырёх человек.

Часа через два после начала восхождения на горизонте зажглась рыжая полоска, а вскоре и солнце стало очень медленно и нехотя выползать из своей перины.

Появление солнца мы очень ждали, потому что была слабая надежда, что с ним станет хоть немного теплее.

Вот, кстати, вся наша бравая команда.
Наверху Антон с гидом, ниже нас Оля с Нгатембой. Только я в кадр не попала.

Так вот, о погоде и о том, почему мы так ждали солнца.
Я не знаю, насколько оправдался прогноз. Я на ощупь мерить силу ветра не умею. Ветер был. Весьма ощутимый.
Время от времени я стояла, пережидая очередной порыв, не дававший мне сделать следующий шаг. И всё время было ощущение, что я двигаю какую-то стенку.
Из-за этого наша и без того небольшая скорость сильно снижалась.

Но ветер - это было пол беды. Второй половиной была температура.
В том же пугающем прогнозе на дни нашего восхождения было предсказано резкое падение температуры.
Где-то -16-18 по показателям и -32-33 по ощущениям.
Я таких температур по ощущениям в жизни не видела на тех восхождениях, где мы были.
Если, конечно, не считать много лет назад случившегося восхождения на Аконкагуа, когда тоже был очень сильный ветер и низкая температура и из 12 участников 8 получили обморожения разной степени.
Тогда у нас была долгая дискуссия на тему, что всё-таки важнее - результат или здоровье участников. К единому выводу мы тогда так и не пришли. Потому что все участники кроме одного, который попал в больницу и не знал, что будет с его пальцами на ногах, через неделю уже забыли все ужасы и радовались результату. Кроме нашей группы в те дни на гору не сходил никто. А второй раз ехать на Аконкагуа никому из участников не хотелось.
Но понятно, что последствия могли быть гораздо печальнее. И тогда бы уже никто не радовался.
Сразу скажу, что я тогда была вторым гидом и не принимала никаких решений. И до сих пор у меня нет ответа на вопрос, правильно ли мы поступили.
Но это был единственный раз, когда за всю долгую историю занятий альпинизмом я получила обморожения ног.

Что-то я отвлеклась.
Вернёмся к нашим морозам.

А у нас судя по ощущениям прогноз не врал. И ощущения эти тянули на -30 и ниже. А что такое -30 высоко в горах, когда тщедушной тушке и так не хватает кислорода и энергии? Это гораздо хуже, чем -30 на равнине.
В общем, мне кажется, что я так мёрзла только раз в жизни - на зимнем Эльбрусе.
Все остальные восхождения что-то не припомню, чтобы так холодно было.
Правда, теперь, когда пишутся эти строки, я могу назвать ещё одно восхождение, где мне было даже гораздо холоднее. Но на тот момент я ещё не знала, что морозами на Мера пик дело не ограничится.

На мне было надето пять слоёв одежды, включая пуховку, в которой я не мёрзла по дороге на Северный полюс. А там тоже, между прочим, и ветер и -35 было.
На шерстяное термобельё - мой первый слой - была прикреплена большая химическая грелка, которая греет 10 часов. И это сильно облегчило мои страдания.

Но даже когда вышло солнце, теплее не стало.

Ну, что делать. Мёрзнем, но ползём.

Пять часов ползём. И вот наконец вершина уже почти совсем близко. Осталось дойти до предвершинного взлёта да на него заползти.

Оглядываюсь назад. Оля с Нгатембой уже совсем далеко, но вроде ещё идут.

А мы вот - почти пришли.

В прошлые восхождения на Мера пик, как подсказывает мне моя память, фотографии и фотографии других групп с восхождений, совершённых лет 5-6 назад и ещё раньше, на вершину лезли по снежно-ледовой стенке.
Для этого мы и тренировались спускаться и подниматься по верёвке при помощи всяких альпинистских штук.

Но на этот раз оказалось, что теперь путь на вершину лежит немного в обход, зато без всяких там крутых стен.

Гид Антона и мой "помощник" пошли и всё-таки закрепили нам верёвку (зазря мы что ли жумары таскали и тренировались). Но на самом деле никакой необходимости в ней не было. Идти в связке с ледорубом в руках было бы вполне достаточно.
На Уайна Потоси на вершину по такому же склону идёшь и ничего.

Но сами понимаете, не пропадать же добру.
И что это за восхождение, если даже в альпинистов не поиграть.

Из той же серии, зачем нам нужны были ледорубы.
Как любит говорить наш шеф:
- А на вершине ты с палочками фотографироваться будешь?

Да. Как вы догадались, мы на вершину пришли.

С вершины наша линия подъёма просматривалась достаточно далеко. И глядя на неё, не увидя нашей ещё одной связки, я поняла, что в какой-то момент они решили идти вниз, немного не дойдя до вершины.

Я всегда очень огорчаюсь, когда кто-то из группы не доходит до вершины, и задаю себе вопрос: а можно было сделать что-то, чтобы человек взошёл?
Конечно, если бы их связка вышла на полчаса-час раньше, чем мы и была впереди нас, то есть вероятность, что мы все вместе продолжили бы путь к вершине.
Когда человек остаётся со своими трудностями один, ему сложнее не повернуть назад.

Впрочем, Оле было не очень хорошо ещё накануне, она отказалась от ужина и была не уверена, что в принципе пойдёт на восхождение.
Пошла, но в какой-то момент поняла, что ей настолько плохо и что сил совсем нет, что ещё немного, и она уже не сможет идти своими ногами даже вниз.
Наверное так и было. Тем более, что в отличие от всей остальной команды, у неё-то достаточно большой опыт восхождений. И на более сложные вершины. Поэтому уже есть какое-то понимание своих ощущений на высоте и той границы, где не стоит пытаться себя перебороть.

Мы же немного посидели на вершине, посмотрели по сторонам.

Но сидели недолго. И под возмущённое бурчание команды "мы столько шли, а ты не даёшь полчасика посидеть и гонишь вниз" повалили домой.

На спуске Митя снова ушёл к Антону и его гиду, потому что мы шли медленнее.
Мы пошли с Игорем и моим помогайцем, который отличился по-полной.

Он всё время пытался подойти поближе к Игорю, видимо надеясь, что это как-то ускорит процесс спуска.
Я его раз попросила идти с натянутой верёвкой, второй, объяснила, как работает верёвка в связке на спуске и почему, если он хочет изображать из себя гида, он должен её держать натянутой.
Но увы, всё было бессмысленно. Он улыбался, кивал и снова пытался бежать куда-то вперёд.
Пришлось удерживать его порывы при помощи той самой натянутой верёвки, не давая ему идти быстрее, чем нужно.

Нет, не скоро из него ещё гид получится.

Уже только совсем на подходе к штурмовому лагерю мы остановились, чтобы снять пуховки. До этого совсем не хотелось раздеваться.

Всё. Дошли.

Небольшой отдых.

И... покой нам даже не снится. Спать-то нам некогда.
Надо вниз валить.

И облака нам явно намекали на это, затягивая прекрасную картину горных вершин.

И уже вскоре наша панорама выглядела вот так. Хорошо, когда есть программа, и можно запомнить, что и где находится.

Первый лагерь мы проскочили, остановившись минут на пятнадцать чаю попить.

Как это ни странно, ещё не стемнело, а мы уже были в Кхаре и смотрели снизу на нашу вершину, ловящую последние лучи солнца.

Так и закончились наши приключения.
По первоначальному плану дальше мы три дня должны были идти до Луклы. И вас ждал бы ещё бесконечный рассказ на неделю, как мы там ходили, и что увидели, всё как в кино, поставленном на обратную перемотку.

Но вам повезло.
Ребята решили обратно лететь на вертолёте.

И в пять утра следующего дня мы собрались в столовой. Решили, что завтракать будем уже в Лукле, а в освободившееся от завтрака время занялись творчеством.

Глядя на фотографии из столовой лоджи мне задавали вопрос, а почему там висят прибитые к стене футболки.
Я хотела было пошутить, что это трофеи владельцев заведения, но не стала.
Шутка какая-то мрачная.

Поэтому скажу правду. Наконец-то, хоть когда-то надо её сказать.
Это давняя традиция - совершившие успешное восхождение группы оставляют что-то в память о себе. Конечно, при наличии желания и этого чего-то.

Флаг Клуба я оставить не могла. Ибо не была уверена, что мне скажут в Москве. Всё-таки флаг - вещь большая, дорогая.
Футболки командной у нас не было. А лонгслив оставлять было жалко - больно уж он красивый и удобный.
Поэтому я решила пожертвовать бафф.

Так что у нас теперь тоже есть своя напоминалочка про наши приключения.

Накануне, когда все окончательно решили лететь на вертолёте, Оля связалась со своим другом - русским парнем, который уже давно живёт в Катманду и организует разные туры - и он договорился со своим знакомым пилотом, что тот отвезёт нас на вертолёте.
Сказал в шесть утра стоять на вертолётной площадке и махать чем-то ярким. Ибо площадок в Кхаре несколько.

Ещё не было шести утра, а мы с вещами уже были на площадке. Вот как всем улететь хотелось.

Последняя групповая фотография - единственная, когда на ней вся команда. Мы, наш гид, наши портеры, некоторые из которых по совместительству были помощником гида и поваром во время восхождения.

И все застыли в напряжённом ожидании. Прилетит, не прилетит.

Прилетел.
Местные ребята тут же кинулись разгружать вертолёт.
Как только мы им сказали, что у нас заказан вертолёт, они тут же поинтересовались, какой компанией мы летим (их несколько). Видимо, как раз на этот случай, чтобы договориться о доставке груза.
Дело обычное. Здесь по-другому не бывает. Нечего пустым вертолётам туда-сюда летать.

Вот и наша первая группа счастливчиков пошла на посадку.
Вертолёт на такой высоте берёт три человека в вещами.

Он улетел, но обещал вернуться.

И действительно, через полчаса показался вдали.

Полетели.

Непривычный вид бесснежных гор.

Не могу привыкнуть и каждый раз удивляюсь. Ты только что сидела где-то высоко-высоко в горах среди камней и снега. Ты несколько дней шла из Луклы, чтобы дойти туда.
А тут вжик - пятнадцать минут, и вот уже аэропорт Луклы.

Но самым удивительным оказалось даже не это.
Самым удивительным оказалось, что пока мы - вторая группа - ждали вертолёт и летели, наш гид время зря не терял и благодаря хорошим людям, с которыми мы работаем, обменял наши билеты из Луклы в Катманду. И у нас появился призрачный шанс улететь в тот же день.

Что сказать. Шансы, даже самые призрачные, иногда срабатывают.
Несмотря на облачность и на то, что наш рейс был самым последним из Луклы в этот день, в три часа дня (я была уверена, что самолёты летают только до двенадцати) мы сели в самолёт улетающий в Катманду.

А вечером, отмывшись и переодевшись, в ресторане праздновали окончание нашей экспедиции.
Чуть больше суток назад мы стояли на вершине Мера пика. А тут вдруг - ресторан, горячий душ, кровать с белыми простынями. И вот к таким чудесам совсем невозможно привыкнуть.

И пусть эти чудеса символизирует вот такая картина из нашего отеля.

Следующим вечером ребята улетали домой. Наша экспедиция закончилась. Здесь вы наконец облегчённо выдохнули - больше не надо читать все эти рассказы. Но нет. Не расслабляемся.
Одни приключения закончились и начались другие.
Tags: Мера пик, Непал, путешествия

promo olly_ru march 1, 2015 15:15 145
Нет. Говоря по существу - это вовсе и не моя книжка. Хотя мое имя значится на ней в качестве автора. Это книжка обо мне, о моем проекте "7 Вулканов" за год, написанная коллективом авторов и прочих специалистов на основе моих фотографий и записей в ЖЖ. Если бы я сама делала эту книгу, она была…