olly_ru (olly_ru) wrote,
olly_ru

Из Тикси по зимникам. Как заканчиваются приключения.

Иногда они заканчиваются совершенно внезапно.
Вы, наверняка, думаете, что я вас ещё буду долго мучить якутскими рассказами. Потому что последний рассказ закончился под всполохи северного сияния в Усть-Куйге.
И если вы посмОтрите на карту (нет, вы посмотрИте, пожалуйста), то увидите, что Усть-Куйга - это даже не центр Якутии, это ещё безнадёжнее севернее. И до Якутска по прямой от неё 1000 километров. А прямых дорог даже в Якутске немного. Что уж там про Усть-Куйгу говорить.

Тем не менее сегодня я завершу рассказы про Якутскую эпопею.
Потому что тем вечером в Усть-Куйге, наблюдая чудесное световое шоу на небе я приняла решение покинуть нашу экспедицию в Батагае, куда мы должны были приехать на следующий день, и попытаться выбраться оттуда до Якутска на самолёте.

Причин для такого решения было несколько.
Впрочем, на них можно было бы не обращать внимание и двигаться дальше. На окончательное решение повлияла одна единственная причина.

По первоначальному плану мы должны были на обратном пути из Тикси ехать не так, как ехали туда.
В Усть-Куйге мы должны были свернуть с Яны и перебраться на Индигирку и уже по Индигирке выбираться на трассу Колыма через знаменитую Индигирскую трубу к моей любимой Усть-Нере - городу вечных дискотек.

Но после разговоров с дорожниками, с водителями и оценки реальных возможностей машин, стало понятно, что ехать туда нам категорически нельзя.
Ранняя быстрая весна привела к тому, что к концу марта зимники были уже в очень плохом состоянии. Да и машины слегка поистрепались и подустали. По нормальным дорогам они ещё способны были передвигаться, а вот в приключения влезать на них - уже было совсем неразумно. Отдельной проблемой были прицепы, у которых сломались амортизирующие пружины и которые теперь сами в любой момент могли развалиться.

В общем, решение возвращаться по той же дороге, по которой мы приехали через Батагай и Тополиное, было единственно верным. Но мне как-то совсем не хотелось ещё три-четыре дня трястись по кочкам в машине. От моего присутствия в экипаже ничего не менялось. Вернее, если и менялось, то только в лучшую сторону - машине становилось легче на сто килограммов, да и запасов еды на человека становилось больше.

Вот такая история.
Поэтому сегодня будет рассказ не о дорогах и зимниках. Сегодня будем гулять по Батагаю, и я расскажу, как мне удалось из него выбраться. Потом немного погуляем по весеннему Якутску и посмотрим на мир из иллюминатора самолёта.

Путь от Усть-Куйги до Батагая был ничем не примечателен.
Рано утром мы покинули наш Усть-Куйгинский спа-резорт отель

Вы не поверите, но в этом здании уместилось аж два отеля. В одной половине - ведомственный для энергетиков. Во второй - обычный отель.

От Усть-Куйги до Батагая наш путь пролегал по Яне - по практически ровной расчищенной дороге.

В итоге за весь день я сделала ровно две фотографии - ровной дороги и вот эту со знаками перед выездом на реку.
Мне кажется, они забыли сюда ещё поставить два знака - с кочками и с восклицательным знаком. Обычно они всегда присутствуют в этом наборе.

Ещё не стемнело, а мы уже приехали в Батагай.

В Батагае наконец появился мобильный интернет. Его даже хватило на то, чтобы посмотреть наличие билетов из Батагая в Якутск.
Билеты были, но только через день. Провести день в Батагае, где я даже могла немного поработать, благо интернет хоть слабенький, но был и утром на второй день улететь было лучше чем ехать ещё несколько дней до Якутска без связи и без особого интереса.
Так что на этом мой автопробег по зимникам Якутии завершился.

Утром мои коллеги уехали, а я осталась исследовать Батагай.
По дороге в Тикси мы останавливались здесь на день. Вы же помните, да - полюс холода, Верхоянск, купание в проруби, провал и статья в "Вестях Верхоянья" про всё это.
Но сам Батагай мы видели только мельком из окошка машин. Теперь у меня было достаточно времени нагуляться по его улицам. И даже ещё раз сходить на провал.

За неделю, пока нас не было, посёлок сильно изменился.
Ещё неделю назад здесь была настоящая зима с тридцатиградусными морозами и сплошным снегом вокруг.
И вдруг весна. С одной стороны хорошо - солнышко, тепло. На улице какие-то жалкие -10.
С другой - всё стало каким-то грязно-серым.
Так что если вы вдруг захотите посетить полюс холода в Верхоянске, никогда не делайте это в конце марта. Полюса холода надо посещать зимой.

Зато тёплая погода позволила мне погулять от души.
Посмотреть на Яну.
В одну сторону.

В другую.

Ну и вообще по сторонам посмотреть.

Достопримечательностей в Батагае не много.
Вот Дом Культуры есть. С неизменным памятником Ленину.

Под памятником зарыли письмо в будущее.
Только не понятно, его в 2018 году зарыли или отрыли.

А рядом с нашей гостиницей (единственной на Батагай и Верхоянск) установлены вот такие скульптуры.

Скульптуры изображают местную достопримечательность - кисиляхи. Это высокие скальные останцы, своими очертаниями порой напоминающие людей. Отсюда и пошло название. В переводе с якутского оно обозначает "место, где есть люди". Каменные такие люди.

Вот как это выглядит на рекламе.

Если вдруг окажусь как-нибудь в Якутии летом, надо обязательно будет до них добраться.

Так, что у нас ещё есть?
Несколько магазинов. Торговый центр. Церковь. Два кафе.

Памятник геологоразведочной экспедиции.

А вот и та самая газета, которая прославила меня на всё Верхоянье.

Все дома в посёлке щедро украшены гирляндами спутниковых тарелок.

Большинство домов - деревянные. Этакое северное зодчество в стиле урбанизм-минимализм.

Хотя есть и новые дома. Один или два. Не помню. Но есть же.

Социальная реклама. Я сначала своими подслеповатыми глазками и оптимистичным взглядом на жизнь решила, что там спальный мешок нарисован. И подошла поближе посмотреть, почему бутылка плюс машина равны спальному мешку. Хотя в принципе логика есть. Бери бутылку, садись в машину, езжай на природу. Так себе конечно логика. Тем более, что это вовсе и не спальный мешок оказался.

Весь посёлок можно обойти за пятнадцать минут, а у меня впереди был целый долгий день.
Поэтому после того, как я прошла всё, что можно, посидела в кафе и сходила в магазин, я решила прогуляться до провала.

От него до Батагая километров 15 в одну сторону. Но вы же понимаете, дураку семь вёрст не крюк. Тем более в солнечную погоду.
Да и вообще, я люблю гулять.

Сказано, сделано. Бодрым шагом я покинула Батагай.

Видами провала я вас мучить не буду, я о нём уже всё, что могла, рассказала.
Скажу только, что меня немного удивило в здешний краях.
Здесь не очень принято подвозить людей.

То есть не то чтобы я очень этого хотела. Просто обычно в таких малонаселённых районах, на пустых дорогах (где, как потом выяснилось, в это время ещё и полярная медведица гуляла) проезжающие машины останавливаются и спрашивают, не надо ли подвезти.
На Кунашире, когда мы с дочкой как-то раз возвращались с вулкана в посёлок, останавливались не только те машины, которые ехали в нашем направлении, но и встречные.

А тут как-то не очень принято. Правда по дороге к провалу остановилась машина, и водитель предложил меня подвезти. На заднем сиденьи у него сидел огромный пёс, который всю дорогу пытался меня облизать. Такой милый.
А вот на обратном пути мимо меня проехала куча машин, но за десять километров никто даже не остановился. Все только обдавали клубами пыли и ехали дальше - в Батагай.

В общем-то ничего страшного. Я же хотела погулять. Вот и гуляла.

На следующее утро я должна была улететь в Якутск. Но не тут-то было.
Ещё ночью авиакомпания Якутия прислала сообщение, что рейс переносится. А о том, на когда он переносится, будет сообщено позже.

- Какая авиакомпания? Якутия? Ну, это вы ещё не скоро улетите. Может завтра, - сказала мне администратор гостиницы, когда я поделилась своими новостями. - Но вы живите пока, места есть. У нас завтра большой заезд - дорожники прилетят.

Перспектива оказаться на улице не очень радовала. Хотя когда у тебя есть палатка - это не такая уж и проблема.
Но я разумно предположила, что если дорожники прилетят из Якутска, то я точно улечу. Ибо самолёты тут туда-сюда не часто летают. И раз рейс из Якутска будет, то обратно-то он пассажиров заберёт.

Утром пришло сообщение, что о новом времени будет объявлено в 12 часов. Потом - в 16 часов.
И я решила, что пора идти выбирать место для палатки прогуляться в другую сторону от Батагая - в аэропорт. Как раз заодно узнать, что там и как.

Заодно поближе посмотрела вот такие входы в холмах.

Скорее всего какие-то склады.
В Томторе - на альтернативном полюсе холода, на том, который в Оймяконе - из такого старого склада-штольни сделали пещеру Царство вечного холода, где круглый год можно смотреть прекрасные снежные кристаллы и ледяные скульптуры.

Дорога в аэропорт оказалась приятнее чем до провала. Какая-то более снежная и чистая.

Сам же посёлок представлял жалкое зрелище былого величия.
Закрытая гостиница и кафе и маленький сарайчик - здание аэропорта.

В здании аэропорта никого не было, так что ничего нового я не узнала. Оставалось надеяться, что судьба смилостивится надо мной и выпустит меня из цепких объятий Батагая.

В девять вечера пришло сообщение, что рейс состоится в 00.30.
Пока был интернет, я забронировала гостиницу в Якутске и позвонила, чтобы предупредить, что буду ближе к трём часам ночи.

Втайне я немного надеялась на ещё один сюрприз природы. Люди рассказывали, что кто-то видел северное сияние из самолёта - незабываемое зрелище.

- Наверное поэтому рейс самолёта перенесли с утра на ночь. Мироздание решило показать мне северное сияние во всех видах.

Но увы. Видимо мироздание хотело показать мне что-то другое.

Зато утром я уже гуляла по Якутску.
Не хочу никого обидеть, но весенний Якутск - зрелище жалкое, совершенно лишённое своего зимнего очарования, когда всё в снегу, инее и белом тумане.
Нет, я понимаю, это нам приезжим на пару дней такое очарование, а для местных жителей холода вряд ли доставляют особую радость.
Но я же про свои ощущения пишу и для таких же туристов, которые могут оказаться в Якутске ненадолго.

В общем, мнение туриста-мимопроезжанта: смотреть Якутск надо зимой.
Весной он грязен, сер, от зимы остаются лишь какие-то вкрапления странных сосулек.

Но зато можно погулять не короткими перебежками от одного места до другого, а спокойно, никуда не торопясь.

Поэтому я сразу пошла в парк.
Красивые деревья, почти чистый снег и даже снегиря увидела. Сто лет не видела снегирей.

А ещё там было колесо обозрения. Наконец посмотрела на Якутск с высоты.

На краю парка город практически заканчивался. Начинались сопки и лес. Но в окошке кабины подъёмника на фоне этих сопок красиво отражались многоэтажки города, которые находились с другой стороны.

Сходила посмотрела на скульптуру под названием "Не пили сук, на котором сидишь".
Очень, знаете ли, актуально порой.

А тема пиления она вообще в Якутске популярна.

Залянула на рынок. По сравнению с весной он тоже выглядел как-то жалко и потрёпанно.

Мои коллеги по путешествию на машинах тоже в этот день добрались до Якутска. Так что у них всё тоже хорошо закончилось.
На следующий день с Вероникой мы летели в Москву.

Пока-пока Якутия. Ты была прекрасна. Но тебя было слишком много.
Я всего лишь хотела быстро съездить на полюс холода в Оймяконе, да на Якутск - город алмазов и мамонтов - посмотреть.
В итоге получилось три поездки. С декабря по конец марта я провела в сумме полтора месяца в Якутии.
Вернусь ли я когда-нибудь сюда? Не знаю. В любом случае это был прекрасный и незабываемый опыт, который принёс много новых открытий, уроков, эмоций и впечатлений.

Я улетала из Якутска первого апреля. Как подсказывал мне мой телефон, в день смеха.
Хорошо, хоть так. Обычно пишут "день дураков". Это обиднее, когда под этим идёт напоминание, что сегодня твой день.

В этот раз мой день растянулся особенно надолго. Утром вылетев из Якутска, днём оказавшись в Москве я отжулила себе у жизни дополнительные шесть часов дня рождения.
А ведь недаром говорят, как проведёшь день рождения, так и весь год пройдёт.

Я, правда, это только про дополнительные шесть часов думала надеясь, что этот год будет такой насыщенный, как полтора.
Но глядя на пачку купленных до сентября авиабилетов понимаю, что лететь в самолёте в день рождения тоже как бы чревато.

В завершении эпопеи хочется подарить вам ещё кусочек красоты, которую я увидела в иллюминаторе, открыв глаза.

Я не уверена точно, что это за место. У меня есть только подозрения. Но я уверена, что мне туда очень надо.

На этой оптимистичной ноте с Якутией - всё. Переходим к следующим буквам алфавита.
Tags: Якутия, в Тикси, путешествия

promo olly_ru march 1, 2015 15:15 143
Нет. Говоря по существу - это вовсе и не моя книжка. Хотя мое имя значится на ней в качестве автора. Это книжка обо мне, о моем проекте "7 Вулканов" за год, написанная коллективом авторов и прочих специалистов на основе моих фотографий и записей в ЖЖ. Если бы я сама делала эту книгу, она была…