А это значит, что впереди замаячила пока ещё не явная, но всё-таки перспектива ночёвки в тёплой гостинице, где есть кровать и главное - горячая вода.
А ещё в этот день у нас было назначено торжественное пересечение полярного круга. С чем мы вполне успешно справились.
Круг пересекли.
1.
Так что поводов для радости в это морозное утро было более чем достаточно.
И даже 250 километров выматывающей душу кочкИ не могли их омрачить. Тем более, что участки трясучки должны были периодически сменяться практически автобаном по ледяным просторам.
Но автобаны и цивилизация были далеко впереди, пока же день начинался с трясучки по кочкам.
2.
И тут некоторые читатели справедливо заметили, что "ох уж эти женщины, пишут о какой-то ерунде - ёлках, палках, природе, погоде и о своих переживаниях по поводу морозов, нет, чтобы про машины и ружья".
Про ружья - не обещаю.
А вот про машины - исправляюсь и показываю немного машин. Встреченных на нашем пути.
Вот например, такой новенький мусоровоз направляющийся в сторону Батагая.
3.
Мда, что-то у меня про машины не очень.
То ли дело Владимир - наш попутчик на своей машине. Вот кто умеет рассказывать занимательные истории про машины и про путешествия на машинах по всему миру.
4.
Что не удивительно, учитывая сколько они с Наташей проехали. На двери их машины вот такой рисунок, изображающий пройденные маршруты.
5.
У меня же только обрывочные впечатления, остатки которых не вытряслись на кочках.
Дороги, пейзажи и какие-то встречные машины.
6.
7.
8.
Мы очень старались не пропустить место пересечения полярного круга. Уже за километры до этого самого места внимательно сверялись с показаниями навигатора.
Так, ещё не круг. И это ещё не он. А вот через пять метров, похоже, пересечём заветную линию.
Хорошо с экватором. И в Уганде и в Эквадоре это была ярко-жёлтая линия, которую просто невозможно было не заметить.
С полярным кругом всё сложнее.
Местные волки и олени не позаботились о том, чтобы как-то отметить это место.
Хотя, согласитесь, жёлтую линию даже они могли бы изобразить.
Поэтому нам пришлось самим как-то обозначить такой важный географический объект.
В месте пересечения полярного круга мы нарисовали тот самый круг.
И даже не поленились выложили дровами то, что находится внутри полярного круга.
9.
Для тех, кто не догадался (а разобраться в нашем творчестве не так-то просто, спорить не буду), подскажу. Мы выложили буквы NP. Что должно было означать северный полюс.
Как говорится, добро пожаловать за полярный круг.
10.
Для кого-то из участников экспедиции это был первый опыт пересечения полярного круга.
Впрочем, надо признать, что после пересечения этой воображаемой линии в окружающем пространстве ничего не поменялось.
11.
12.
А вот в атмосфере... В атмосфере повисло радостное предвкушение того, что теперь-то когда мы пересекли полярный круг, мы наверняка должны будем увидеть полярное сияние.
Как минимум половина группы мечтала его увидеть.
Про свои метания по свету в надежде поймать неуловимую Аврору я уже неоднократно рассказывала.
Почему-то когда я собиралась в это путешествие, я совсем упустила факт, что мы будем находиться за полярным кругом, полярный день ещё не скоро наступит, а значит есть все шансы увидеть сияние.
Не то чтобы я не знала, куда мы едем и где находится Тикси. Просто наверное мой мозг, смирившийся с безнадёжными попытками увидеть сияние, решил мне про него лишний раз не напоминать.
А тут вдруг снова зазвенел настырный колокольчик, завыли сигнальные сирены:
- Аларм, аларм! Ты находишься в зоне полярного сияния!!!
Но пока до сияния было далеко.
13.
Как и до цивилизации, которая неявно маячила где-то там за горами.
14.
Но как бы далека она ни была, к вечеру мы всё-таки приехали в первый населённый пункт на нашем пути - село Токума.
Глядя на занесённое снегом безлюдное село сложно было понять, живёт здесь кто-то или нет.
15.
Лишь присутствие пасущихся за забором лошадок намекало на наличие людей где-то рядом.
16.
17.
Людей мы так и не увидели. Зато якутские лошадки вызвали неизменный интерес.
18.
Солнце в очередной раз подползало к горизонту. День заканчивался, а нам ещё надо было проехать около 90 километров до Батагая.
19.
По зимнику - это ещё ехать и ехать.
Однако в Токуме начиналась дорога. Настоящая дорога. Без кочек и ям.
И хотя на карте этот участок пути называется "автозимник Токума-Батагай", никакой это не зимник.
Вот такие странности топонимики.
Кстати, если посмотреть на карту в этом же районе, то можно увидеть и другие, более странные, странности.
Например, совсем рядом с Токумой находится село Томтор.
Минуточку, спросит внимательный читатель. Томтор - это же село, которое находится в 40 километрах от Оймякона - полюса холода.
А от Токумы до Оймякона - больше 1000 километров по карте.
В чём подвох?
Подозреваю в том, что у людей, населяющих те места, как-то было плоховатенько с разнообразием названий.
Вот и вышло два Томтора. Один - рядом с Оймяконом. Второй - рядом с Батагаем.
Когда я ещё раз внимательно посмотрела на карту, то нашла реку Оймякон в 400 км по прямой от Токумы. Только не по направлению к селу Оймякон, а совсем в другую сторону - недалеко от реки Лена.
В общем, куда ни глянешь, сплошные Томторы и Оймяконы, немудрено запутаться.
Озадаченная таким географическим открытием я набрала в Яндексе "что такое Томтор" и получила исчерпывающий ответ:
Томтор — арктическая кладовая для супердвигателей и колонизации Марса.
На этом изыскания в сфере географии и топонимики я решила прекратить, пока ещё чего чудного не открылось.
Хотя, минуточку.
Самый внимательный читатель, прочитав всё вышеизложенное про Оймякон, Томтор и Батагай, наверняка заметит, что в этой истории у меня дважды прозвучало название "Полюс холода".
Один раз в заглавии, как бы намекая на то, что мы на этот полюс холода в конце дня приехали.
Второй раз - в фразе "Оймякон - полюс холода".
Да-да, тот самый Оймякон, который находился от нас больше чем в 1000 километрах.
В чём подвох?
А вот с этим мы будем разбираться в следующий раз.
Journal information