Что мы там хотели увидеть?
Понятно, что там уже давно всё разрушено и растащено.
К тому же я, как человек очень сильно впитывающий энергетику места понимала, чем там можно будет напитаться.
Да ещё и день целый на это тратить в нашем плотном графике поездки.
Сомнений было много. Заезжать или проехать мимо?
Я уже готова была сказать "нет", но мой постоянно случайный попутчик, с которым мы прорабатываем маршруты наших путешествий написал: знаешь, мне кажется мы должны там побывать.
И мы поехали.
Не все. Большая часть группы отказалась ехать.
Я не знаю, где найти слова, чтобы описать то понимание, которое принесла эта поездка.
Полное несовпадение красоты природы и ужаса происходившего в этих краях, окружающей среды и условий, в которых выживали люди.
1.
И холод. Ужасный холод.
Сколько мы там провели? Час, полтора?
Мы - сытые, в хорошей одежде.
И то через полтора часа всё тепло, что было в организме стало словно вытекать из тела, оставляя стылую жуть, промораживающую всё насквозь и забирающую энергию жизни.
А что пережили они - голодные, в обносках, оказавшиеся здесь не по своей воле?
Это невозможно представить просто читая книги. Это можно лишь немного почувствовать, оказавшись там и проведя на морозе какое-то время.
В тишине красивой природы, опутанной колючей проволокой.
2.
Чтобы доехать до этого лагеря, надо с трассы Колыма у посёлка Тёплый ключ свернуть в сторону села Тополиное на трассу Яна и проехать по ней 137 километров.
Мы ехали из Хандыги. Так что только в одну сторону получалось больше 200 километров ехать.
И столько же обратно.
Немало, учитывая, что всё это только для того, чтобы час-полтора побродить среди полуразрушенных строений.
Но кажется ни у кого, кто решился проделать этот путь, не возникло потом сомнений, что оно того стоило.
Путь неблизкий. Поэтому выезжаем по традиции ещё затемно и рассвет встречаем в дороге.
3.
Заправка - обязательный пункт программы перед длинным путешествием. Больше нигде сегодня у нас возможности заправиться не будет.
Про эту заправку тоже были сомнения: есть она, нет, работает или нет. Мы перед поездкой связывались с местными, чтобы получить нужную информацию.
Так что если соберётесь в те края, заранее собирайте информацию про жильё, заправки и не забывайте взять с собой канистры с топливом.
4.
5.
6.
Машины заправили и в путь.
7.
Кажется, что все пейзажи, которые мы проезжали на протяжении 2000 километров от Магадана до Якутска, не сильно отличаются друг от друга.
Какие-то отличия всё же были.
Не глобальные: везде дороги, горы, лиственницы, снег, восходы, закаты.
Но, как говорится, дьявол кроется в деталях.
Так и это ответвление на север от трассы Колыма чем-то неуловимым отличалось от всего увиденного.
И пусть я буду банальной, но повторюсь, что это увиденное было весьма красиво.
8.
9.
10.
Подозреваю, что как только заканчивается зима (не календарная, а погодная), эта дорога становится плохо проходимой. Но пока здесь снег и лёд, ехать по дороге - одно удовольствие.
11.
12.
Нельзя сказать, что до Тополиного здесь безжизненное пространство.
То и дело встречаются следы присутствия людей. Правда, зачастую очень трудно понять: это уже заброшено, частично заброшено или вполне себе используется людьми.
13.
14.
15.
Несколько раз на нашем пути дорогу пересекалась с рекой.
Нам-то что, мы по льду проезжали без проблем.
16.
А вот как едут, когда лёд сходит? Мосты, которые мы увидели, находятся в достаточно плачевном состоянии.
17.
18.
Наш бортовой компьютер снова показывает температуру ниже -50 градусов.
19.
Когда сидишь в тёплой машине, очень приятно смотреть по сторонам и радоваться, какая красота вокруг.
20.
21.
Но постоянно вспоминаешь, что то, что мы сейчас проезжаем - это место, где располагались лагеря системы ГУЛАГ.
Потому что уж слишком сильный контраст между красотой и трагической историей этих мест.
Но вот мы и приехали.
22.
23.
Остатки лагеря, если присмотреться, видно уже с дороги. Но пробираться к нему приходится протаптывая тропинку в снегу.
24.
25.
26.
Впрочем, по остаткам следов, не очень сильно заметённых снегом, видно, что в лагерь этот время от времени приезжают.
Он один из самых доступных лагерей, где можно ещё что-то увидеть.
Хотя из-за этой доступности здесь уже растащили всё, что можно. И большинство строений не сохранилось.
Поэтому если вы надеетесь найти какие-то раритеты или увидеть строения практически в первозданном виде, то ехать сюда точно не стоит.
Полуразрушенный барак, вышка, остатки печи и много-много колючей проволоки. Вот и всё.
Но если вы хотите хотя бы частично ощутить, прочувствовать то, о чём писал Шаламов - этого вполне достаточно.
27.
28.
29.
30.
31.
Внутри барака практически ничего не осталось. Но и так понятно, в каких условиях жили люди.
32.
33.
Два помещения, разделённые небольшим коридором, двухъярусные нары и тусклый свет, проникающий сквозь окна.
34.
Остатки печи, сложенные из камней. Говорят, что раньше здесь ещё лежали формы для выпекания хлеба. Возможно они где-то под снегом.
35.
36.
Вышка.
37.
И много-много колючей проволоки, которая буквально под ногами.
38.
39.
40.
Кажется, что даже ветви деревьев похожи на колючую проволоку.
41.
Но чем дольше находишься на улице, смотришь по сторонам, тем больше понимаешь, насколько условна вся эта колючая проволока и заграждения.
Ты стоишь, чувствуешь, как тепло утекает из тебя не оставляя никаких сил и желаний. И это солнечный и не самый морозный по здешним меркам день, а на нас хорошая тёплая одежда.
И становится понятно, что бежать отсюда было просто некуда.
То есть куда - есть. Просторы во все стороны. Но это верная смерть.
И здесь не жизнь, конечно.
42.
Раньше я по книгам предполагала конечно, какими невыносимыми были условия жизни, но не представляла, насколько.
Теперь не представляю, какой стойкостью и жизнелюбием надо было обладать, чтобы выжить в этих условиях и вернуться.
43.
Мы возвращаемся домой.
44.
45.
46.
А за окном по-прежнему всё та же красивая природа, которая не виновата в нашей истории и в том, что многие люди теперь считают эти места проклятыми.
47.
48.
49.
50.
Journal information