- Ребята сказали, что ты можешь ехать со мной в дастере, - сказал Саша - человек, с которым мы в предыдущие дни проехали 2000 километров из Читы до Якутска и ради которого я готова была променять более комфортные арканы и каптюры на уже почти родной дастер. - Но с нами будет ехать фотограф.
- Зачем фотограф? Фотограф нам не нужен, - хотела сказать я, но вовремя сдержалась, вспомнив, что в данном случае к моему мнению вряд ли кто-то прислушается.
Наверное, самое время быстренько рассказать, как же я оказалась в конце декабря на трассе Колыма в компании таких уважаемых людей.
Как-то в конце лета, понимая, что новый год в этом году в тёплых краях отпраздновать нам явно не светит, мы стали думать, как же его всё-таки встретить, чтобы не было мучительно больно за десять дней вычеркнутых из календаря жизни.
- Нельзя в тепло? - подумала я - значит надо ехать в холод. В самый холод.
Так родилась идея поехать на новогодние праздники на полюс холода, а заодно прокатиться по трассе Колыма из Магадана, где я уже давно хотела побывать, в Якутск, о котором я тоже только в книжках читала.
Таким образом я решила убить сразу очень много зайцев и вовлечь в это браконьерство своих постоянно случайных попутчиков.
- Минуточку, - спросите вы. - Если вы хотели прокатиться из Магадана в Якутск, то почему автопробег стартовал из Якутска.
И вот здесь начинается самое интересное.
В поисках машин для нашего путешествия, один мой случайным попутчик обратился в компанию Авторазум, услугами которой они периодически пользуются для разных покатушек.
Компания Авторазум резво взялась за дело и предложила различным автомобильным компаниям принять участие в этой новогодней авантюре и испытать свои машины на прочность и морозоустойчивость.
Как ни странно (а на самом деле это очень странно), на предложение откликнулась компания Рено, которая согласилась предоставить свои автомобили для автопробега по Колыме.
Две арканы, два каптюра и дизельный дастер - как техническую машину сопровождения.
А так как машины без дела должны были своим ходом доехать из Читы до Магадана (мы принципиально хотели стартовать оттуда), то параллельно родилась идея от Рено и Авторазума на участок Якутск - Магадан пригласить автожурнастов и сделать полноценный тест-драйв машин в суровых условиях.
Ну, а чтобы мне спокойнее было в январе везти своих друзей по этой трассе, Алексей - руководитель компании Авторазум - любезно предложил мне присоединиться к первой части автопробега в декабре, наивно полагая, что места я много не займу, да и прокормить меня будет несложно.
Так и получилось, что за месяц я проехала трассу Колыма два раза.
Несмотря на то, что в первой поездке я была единственной девушкой в компании десяти мужчин, выбирать кто с кем едет и вообще капризничать не приходилось.
Хотя иногда очень хотелось.
Однако, вступление моё хоть и было необходимо, но явно затянулось. Поэтому вот вам фотография нашего трудяги-дастера, на котором в итоге я и проделала весь путь от Читы до Магадана, и вернёмся в то морозное тёмное утро в Якутске.
1.
- Ну, фотограф так фотограф, ничего не поделаешь, могло бы быть и хуже, - подумала я и не изменила своего решения по-прежнему ехать в дастре, который теперь должен был возглавлять колонну автомобилей уже до Магадана.
В глубине души я надеялась, что фотограф окажется маленький и будет тихо сидеть в уголочке машины
Увы, первый же взгляд на этого двухметрового дядю не оставил никаких надежд.
К тому же он сразу занял место впереди, чтобы высматривать какие-то красивые фототочки.
Не знаю, чего он там в темноте собирался высматривать, но как вы помните, мне не до капризов было, мне до Магадана доехать надо было.
И мы поехали.
Для начала практически сразу прошли ледовую переправу на реке Лена, которая в темноте ничем не отличалась от обычной дороги.
2.
Последняя "цивильная" заправка. С магазином, кофе и тёплым туалетом. И первыми красиво-снежными ёлками.
3.
4.
Дальше цивилизации должно было становиться меньше, а красоты - больше.
5.
Красота началась практически сразу же, едва небо окрасилось в нежные акварельные тона.
6.
А вместе с красотой начались и морозы.
Столбик нашего бортового термометра, преодолев отметку -50 градусов, уверенно полз к -60.
Я полтора месяца провела в Антарктиде. Правда, это были летние месяцы.
Я два раза была на Северном полюсе. Там было очень холодно.
Но температуру ниже -40 градусов мне никогда на себе испытывать не приходилось. Было стрррррашно любопытно, как это оно. Сначала, скорее страшно. А потом уже - любопытно.
7.
Вы наверняка обратили внимание на наш термометр.
Как написали в комментариях: какое интересное решение у Рено - сделать термометр на дастере в виде старого советского градусника.
Это конечно же была шутка. Потому что на такие морозы - никакого решения у Рено не было.
Возможно для вас это будет открытием (для меня точно было), но обычные машины практически всех (а может быть и всех производителей) не рассчитаны на температуры ниже -40 градусов.
Понять, что температура за бортом опустилась ниже, было очень просто - бортовой компьютер на арканах и каптюрах просто вырубался.
Серийные машины обычно испытывают при температурах до -30 градусах.
Тем более интересно, как это Рено решились испытать свои машины на живых людях в условиях зимней Колымы.
Забегая вперёд скажу, что все машины (и люди) успешно прошли это непростое испытание.
Конечно машины немного подготовили к таким холодам.
Вот цитата из статьи одного из участников нашего автопробега Вадима Гагарина:
В нашем случае организаторы обошлись минимально необходимыми мерами: заменой антифриза (стандартный рассчитан до -40 градусов) на так называемый в народе «арктический», установкой винилового «намордника», чтобы набегающий воздух не так сильно обдувал радиаторы, а двигатели накрыли одеялом «Автотепло».
Кроме того, на боковые стёкла наклеили поликарбонатную плёнку. В противном случае конденсат в салоне быстро обмерзает на холодной поверхности.
Ну а термометр на лобовом стекле дастера - это была личная доработка Саши - самого опытного из нас по экспедициям в таких условиях. Он просто прилепил термометр на двусторонний прозрачный скотч.
А у нас по расписанию, как я и обещала, рассвет и красота.
8.
Северные рассветы сдержанные, тихие. И почти неотличимые от закатов.
9.
Те же краски, та же акварельность пространства.
10.
11.
Автомобильное путешествие - не самое динамичное занятие, особенно если ты не за рулём.
Сидишь целый день - в окошко смотришь.
Красиво, конечно. Но час - красиво. Два - красиво, а потом уже хочется какой-то движухи.
12.
И вглядываешься в проносящиеся за окном пейзажи, пытаясь придать этому занятию хоть какую-то осмысленность.
Например, придумать, зачем здесь знак "Главная дорога" и видимо, вот те пешеходные следы - дорога второстепенная.
13.
И вдруг - лошадки! Знаменитые якутские лошадки.
14.
Всегда было интересно, что они там своими коротенькими мордочками из под снега выковыривают и как им при этом удаётся быть такими толстыми.
15.
Послала фоточку лошадок маме. Та сразу спросила:
- Лошадкам не холодно?
- Нет, у них же шубы.
- А у тебя шубы нет.
Ну, я уже привыкла к тому, что моя мама считает меня ненормальной и тихо троллит не теряя надежды, что когда-нибудь я сменю вот эти скакания по миру на шубу.
Кстати, мой телефон тоже решил меня потроллить.
Колыма, -46, событий нет.
Аллё, телефон, какие ещё события нужны? Мы на Колыме. Тут какой-то минус со страшными цифрами. Не замёрзнуть - уже само по себе событие.
16.
Кстати, про не замёрзнуть.
Вы же ещё не забыли про фотографа, да? Я же не зря про него начала писать.
Потому что это как по Станиславскому. Если на сцене висит ружьё, оно должно выстрелить.
Если у вас в машине фотограф - это опаснее ружья.
А что ещё можно сказать про человека, который в -55 решил, что самое время поработать.
Например, на полном ходу красиво поснимать колонну.
17.
Даже меня, сидящую на заднем сидении начало сдувать, выдувая остатки и без того скудного тепла (дизельный автомобиль внутри был заметно холоднее бензиновых сотоварищей). А уж из чего у него - не у машины, а у фотографа - были пальцы, я вообще затрудняюсь предположить.
Возможно, таким образом он хотел избавиться от моего присутствия в машине.
Но не на ту напал.
Поэтому на все вопросы:
- Тепло ли тебе, девица. Тепло ли тебе, синяя.
Я лишь сильнее вжималась в сиденье и говорила:
- Давай-давай, жги. А то здесь кислороду что-то мало.
Иногда он выскакивал на улицу и тогда я говорила:
- Саш, а что стоим-то? Поехали.
18.
И мы ехали.
19.
Саша рулил.
20.
Лёша снимал, кажется уже примёрзнув к окну.
21.
Я познавала дзен, глядя в окошко.
22.
23.
Сзади нас мчался прекрасный караван.
24.
Из моего рассказа может сложиться впечатление, что в автопробеге участвовали только три человека - Саша, Лёша и я. И ещё кто-то, кто вёл остальные машины.
Нет, в остальных машинах были тоже весьма замечательные люди. Но проблема автопутешествий в том, что ты целый день едешь в своей машине, врастаешь в свой коллектив и с другими людьми совсем не общаешься. Особенно, если ты интроверт и до этого ни с кем из этих людей знаком не был.
Поэтому не удивляйтесь, что героев в моём рассказе будет немного.
Нет, конечно всё могло бы сложиться по-другому, сядь я с самого начала в другую машину. Да и во время пути меня постоянно звали то в аркану, то в каптюр. Но вы же помните, я консерватор, интроверт и коней на переправе не меняю. И попутчиков на перегоне.
Пару раз я уходила в другую машину погреться, но потом снова возвращалась к своему экипажу.
25.
26.
А за окном пробегали всё те же прекрасные северные пейзажи, украшенные строениями рук человеческих.
Остановка, например.
Классно, наверное, ждать на ней автобус в -50.
27.
Или вот такая заправка.
Кстати, всё что нужно здесь есть.
28.
Иногда мы останавливались для фотосессий. И это было прекрасно. Потому что можно было выйти и хотя бы ненадолго ноги размять. И другие части тела.
И мороз уже был не так страшен, как постоянное сидение в замкнутом пространстве.
29.
Всего в этот день мы должны были проехать 410 километров до Хандыги.
Где-то на середине пути мы остановились в посёлке Черкёх, чтобы посмотреть музей Истории политической ссылки.
30.
В сам музей из-за короновирусных ограничений нас не пустили.
Ограничились осмотром строений, церкви и часовни внутри.
31.
32.
33.
34.
35.
Но не огорчайтесь. Пройдёт чуть меньше месяца, и мы вернёмся сюда уже с другой группой, для которой по музею и его строениям устроят полноценную экскурсию.
Покажут даже то, что обычным туристам не показывают.
Даже дадут посидеть на кровати создателя первого словаря якутского языка, посмотреть в каких условиях он работал.
Кстати, про якутский язык. Очень непростой он для нашего произношения, мне кажется.
36.
А на этот раз ограничимся красивыми солнечными пейзажами.
37.
И снова в путь.
38.
Кстати, уже где-то к середине первого дня оказалось, что Алексей не только отмороженный фотограф, в хорошем смысле слова, но и в целом человек сообразительный.
Очень быстро он догадался, что моё сопение за плечом означает не хронический насморк, а желание заснять очередной миллион двадцать пятый фотошедевр.
Поэтому, услышав характерное сопение, оборачивался, спрашивал:
- Сфотографировать?
Брал мой телефон и фотографировал через лобовое стекло, до которого мои ручки не дотягивались.
К середине поездки он уже и оборачиваться перестал. Просто протягивал руку, брал телефон и фотографировал, перед этим тщательно протирая объектив моей вечно заляпанной камеры.
В общем, оказался человеком приятным во всех отношениях и достойно вписался в наш экипаж.
39.
А тем временем солнце, недолго помотылявшись по небу опять вернулось к горизонту.
40.
Смотрите, какой удивлённый конь. Знаете, на что он так оторопело смотрит?
Никогда не видел он такого чудесного каравана.
41.
Ещё одна заправка на нашем пути. Последняя, где был 95 бензин. Дальше только 92.
42.
Не удивляйтесь, что термометр показывает температуру отличную от -50.
В течение дня температура могла скакать в пределах 10-15 градусов в зависимости от того в низинке мы были или наверху.
43.
Ближе к закату мы наконец-то остановились пообедать.
44.
Не то чтобы это был поздний обед. Скорее ранний закат. Темнеть начинало часа в четыре. Зимние дни на Колыме очень короткие.
45.
После обеда Алексей решил устроить лёгкий стриптиз при -50.
Чем его не устраивало тёплое кафе или хотя бы тёплая машина - не понятно.
Но иначе, что бы мы могли фотографировать.
Я тут же отправила своим коллегам эту фотографию, которые в Москве с ужасом ждали путешествия в -50, чтобы показать, что это не так страшно. На это они тут же разразились комментариями:
- Это он считает, сколько целых пальцев осталось.
- И не может сосчитать! Нету ни одного!
- Отваливаются прямо на глазах.
- И глаза тоже вываливаются.
И в завершении:
- Признайся, вы там сурово бухаете?
Признаюсь. Более трезвой поездки у меня уже давно не было.
С наступлением темноты, когда настоящим фотографам снимать уже было нечего, мне наконец-то уступили место впереди.
46.
И я могла смотреть, как падает солнышко в боковом зеркале и температура на термометре и как выплывают белые лошади из темноты, какими-то снежными призраками.
47.
48.
49.
А ближе к ночи мы въехали в Хандыгу.
- Поедем смотреть летающую тарелку? - спросил Саша.
Конечно же мы поехали. Хотя бы для того, чтобы проверить, насколько адекватен человек, который предлагает в Хандыге смотреть летающую тарелку.
А она действительно там была.
Вот так в Хандыге выглядит Детский эстетический центр. По-моему, очень круто.
50.
После приобщения к прекрасному мы отправились знакомиться с местным общепитом.
Ну, что сказать. О ресторанах, видимо, надо временно забыть.
51.
Плов был шикарный.
Мы его ещё с собой взяли, чтобы в гостинице разогреть на завтрак.
52.
Кстати, про гостиницы.
Когда мы въехали в Хандыгу, Гера - руководитель нашего автопробега - по рации сообщил:
- Сейчас мы заедем по первому адресу там будут жить журналисты - шесть человек.
А потом поедем на второй там будут жить остальные. Мы - с Кириллом и Сашей. И Оля с Алексеем. А потом поставим машины в гараж. Возражения есть?
Первое, что я хотела спросить:
- Вот за нафиг? Где мой одноместный люкс?!
Но я вспомнила, что Хандыга - не лучшее место, чтобы устраивать скандал. А то так и остаться в этой Хандыге недолго.
Поэтому следующей мыслью было:
- А почему Алексей? Почему не Саша? Я этого Алексея первый раз вижу, а с Сашей мы уже третий день катаемся?
Но во-первых, мне никто не дал рацию, чтобы высказать все свои мысли. А во-вторых, в любом случае это звучало бы как-то странно.
Поэтому Гера так и не услышал никаких возражений.
И мы поехали в гостиницы, которых в Хандыге целых две штуки.
Вот такая она суровая экспедиционная жизнь. Ни ресторанов, ни люксов.
Так вот про гостиницы, которые не очень похожи на гостиницы.
Одна - квартира с тремя двухместными комнатами, общим коридором, кухней, туалетом и душем.
Обычная квартира. В многоквартирном деревянном доме.
Вторая - скорее похожа на общежитие с длинным коридором, четырьмя комнатами в которых по три кровати, общей кухней, душем и туалетом.
Находится тоже в каком-то деревянном доме типа барака.
Квартира поуютнее, но общага тоже ничего. Везде тепло и есть горячая вода.
53.
После нашего заезда на двери появилась вот такая табличка.
54.
Хандыга нас встретила приятным морозцем.
55.
Поэтому после ресторана, пока все решали сколько такси вызывать, я сказала:
- Я хочу пойти пешком прогуляться. Кто со мной?
Все на меня посмотрели, мягко говоря, странно, но как-то вдруг оказалось, что все хотят пойти пешком.
Даже несмотря на то, что до нашей гостиницы идти было минут двадцать.
Зато город посмотрели.
56.
57.
Как говорится, почувствуйте разницу. Вот так - на фотографии выше - фотографирую я.
А вот так - фотографы.
58.
Правда же у меня фотография как-то натуральнее выглядит, лучше передаёт трагизм момента?
Завершила же я наш поход и этот долгий день катанием на качелях. Всегда мечтала покататься на качелях в -50. Главное их не облизывать.
59.
На следующий день нас ждали новые 500 километров по Колыме.
Journal information