Кричат, шумят, руками машут, ногами топают, в ладоши хлопают. Того и гляди набросятся друг на друга, ещё разнимать придётся.
Тоже мне - монахи.
Вот такую картинку можно наблюдать каждый день в монастыре Сера в Лхасе.
1.
- Зачем они так? - спросите вы.
- Так надо, - отвечу я.
Это действо называется красивым словом "дебаты" и является одной из важнейших практик в постижении буддийской премудрости. Дебаты или по-другому - диспуты - основной метод понимания буддийской философии.
В споре рождается истина. Вот это как раз тот самый случай. По крайней мере попытки её родить.
Такие диспуты проводятся во всех крупных монастырских университетах.
Монастырь Сера был основан в Лхасе в XV веке. В это же время были основаны монастыри Дрепунг и Ганден. Позже эти три монастыря стали крупнейшими монастырями в Тибете и одними из крупнейших университетов школы гелуг.
К середине ХХ века в монастыре Сера находилось около пяти тысяч монахов.
Но потом Китай вторгся в Тибет, случилась китайская культурная революция, во время которой часть монахов погибла, часть бежала в Индию и там основала новые монастыри Сера, Дрепунг и Гаден. Они снова стали крупными образовательными центрами. Только в Индии.
Сейчас в тибетском монастыре Сера проживает несколько сотен монахов. И соблюдая традиции они ежедневно упражняются в диспутах.
2.
Как Тибет перестал быть таинственной страной, доступной избранным, так и диспуты перестали быть каким-то таинством.
Любой турист может придти в монастырь в часы диспутов и понаблюдать за монахами.
3.
Глядя на пустынную территорию монастыря, сложно было представить, что когда-то здесь кипела бурная жизнь.
4.
5.
6.
Лишь несколько человек ходили и крутили молитвенные барабаны.
7.
8.
Впрочем, ничего удивительного.
Мы пришли, когда диспуты были в самом разгаре. А значит все монахи и посетители монастыря собрались в специально отведённом для дебатов дворике.
9.
Там кипели страсти и стоял несмолкаемый гул голосов.
10.
Одни монахи замахивались пританцовывая. Другие - сидящие - ловко уворачивались. А потом, немного подумав, произносили какую-то фразу.
Наверняка обидную. Потому что притоптывающие перед ними начинали активнее размахивать руками.
11.
12.
Чуть в стороне монахи по-старше вели более спокойные беседы, приглядывая за молодёжью, чтобы у тех до рукоприкладства не дошло.
13.
И лишь невозмутимый буддийский пёс - дремал.
14.
Так всё это выглядит со стороны, если не знать, что происходит на самом деле.
Поэтому давайте я вас больше не буду вводить в заблуждение и расскажу, что сиё действо значит.
Будда отличался от других наставников крупнейших мировых религий тем, что призывал своих последователей подвергать сомнению его собственные слова: “Подобно тому, как золотых дел мастер проверяет золото, нагревая, разрезая и растирая его, так и вы, бхикшу, должны принимать мои слова не из одного лишь почтения ко мне, но лишь подвергнув их тщательному исследованию”.
Так с тех пор и повелось. Следуя заветам Будды через личное понимание осознают этот мир.
Тибетскому буддизму присущ подход с упором на логику и рассуждения.
Ученики сначала заучивают наизусть основополагающие тексты, затем изучают их слово за словом, после чего участвуют в диспутах на основе изученного материала.
15.
Диспуты бывают одиночные и групповые.
То что мы видим в монастыре Сера - одиночные диспуты. В них принимает участие два человека.
Нападающий и ответчик. Как не сложно догадаться, нападающий тот, который стоит. Ответчик сидит.
Каждый раз диспуты проходят на какую-то заранее оговоренную тему.
Ну, всё как в обычных школах. Прочли параграф. Написали контрольную.
Отличие только в одном. Экзаменуют друг друга одноклассники. И здесь нет заранее правильных ответов. Здесь один человек задаёт вопросы. Второй - отстаивает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Как понял этот вопрос, так и отстаивает.
16.
Вот что про диспуты рассказывает один из учеников другого монастыря (взято с сайта savetibet.ru):
– Что для меня главное в диспуте? Конечно, вы чему-то учитесь, и так далее, но не только это. Главное – это тренировка способности к исследованию. Это в буддизме имеет колоссальное значение. Я имею в виду, когда вам выдвигают некую идею или суждение, когда вам что-то утверждают, вначале, без тренировки, вы, как правило, не способны разобрать это суждение на части, вы просто видите его как некий тезис и судите об его истинности только по своим впечатлениям. «Это кажется мне верным», или «это кажется мне неверным». Не все, но большинство из нас таковы. Когда же вы ведёте диспут, вас учат по-настоящему проводить исследование, не принимая суждение за чистую монету, а пытаясь разглядеть его подоплёку, увидеть его гораздо шире и разделить на составляющие.
И вот ещё оттуда же:
- На основе заучивания вы получаете учения, частные уроки у наставника, который объясняет вам смысл заученных текстов и даёт на них комментарии. Учитель также знакомит вас с разными толкованиями этих текстов, например, с различными позициями тех или иных учёных в прошлом. Получив эти учения, очень важно читать сами тексты. Их нужно перечитывать много раз. После первого прочтения изучаемой темы, с начала до конца, вы читаете текст во второй раз, отмечая все положения, которые вам остались непонятны, и размышляете о них. Вы не довольствуетесь лишь поверхностным пониманием слов, это не так важно, ведь слова – лишь условные средства передачи информации. Поэтому слова не важны, то есть важны, но это не конечная цель. Итак, в уме вы перебираете эти положения, дискутируя сами с собой, и на каком-то этапе можете застрять на тех из них, что как следует не поняли. Или, если вы их понимаете, ваше понимание очень слабо. Даже если вам кажется, что ваша позиция верна и вы всё блестяще усвоили, это может быть не так, из-за ограниченности вашего интеллекта. Возможно, вы не видите погрешностей, в которых другие могут вас доказательно убедить. Именно тогда возникает потребность в диспуте, осознание его важности.
Все дебаты проводятся по одному и тому же ритуалу. Есть пять основных форм ответа.
«Дё» означает «я принимаю». «Чи чир» означает «почему», то есть «нет». «Таг ма друб» значит «довод не установлен». Это используется, когда вы ставите под сомнение истинность довода. Затем – «кхьяпа ма дё», то есть «нет охватывания». «Ди ку сум» используется, когда ответ неточен. И «о ца» означает: «Ваша позиция потеряна, ей конец». Это восклицание используется, когда отвечающий выдвигает суждение, противоречащее тому, что он говорил раньше.
Жесты, которыми монахи сопровождают свои вопросы друг к другу, также имеют значения.
Монах, задающий вопрос, хлопает в ладоши и ударяет левой ногой. Что означает закрытие дверей в низшие миры. И хоть со стороны это выглядит как акт агрессии, на самом деле он как бы говорит:
- Не хочу тебя обидеть, ничего личного...
И тут же простирает руку, как бы добавляя:
- Но один вопросик у меня к тебе имеется....
17.
Одна сессия диспутов может длиться несколько часов.
Бывают также групповые дебаты, когда все ученики задают вопросы одному. А он как может так и отбивается. То есть как усвоил изученный материал, так и объясняет.
Туристы могут наблюдать за дебатами. Но им запрещено выходить за границы специально отведённых дорожек. Запрещено для фотографирования принимать позы, подражающие дискутирующим монахам.
И почему-то запрещено снимать на фотокамеры. На телефоны - без проблем. А на камеры нельзя.
18.
Кстати, неплохой повод для дебатов выяснить, в чём сакральная суть этого запрета.
Но дебатировать туристам тоже нельзя. А монахам это, видимо, не интересно.
И в завершении истории про дебаты, процитирую кусочек из недавней речи Далай Ламы.
"Как сказал Харибадра, мудрые последователи [буддизма] применяют размышления и логику и полагаются на три источника знаний: изучение, размышление и созерцание. Если мы будем придерживаться такого подхода, буддизм будет процветать еще много веков."
Но мне кажется, что эти три источника знаний не только буддистам полезны.
Journal information