olly_ru (olly_ru) wrote,
olly_ru
olly_ru

Category:

На доске.

Раз уж я тут на днях почти в прямом эфире рассказывала о своих упражнениях по освоению горнолыжной техники, стоит, наверное рассказать и про то, как я осваивала сноуборд.

Устраивайтесь поудобнее, запасайтесь плюшками, история будет долгая.

Началась она много-много лет назад. В те времена, когда большинство горнолыжников катались в комбинезонах, никто не катался в шлемах, а на людей со сноубордами смотрели с большим удивлением.

Мне всегда хотелось научиться кататься на горных лыжах.
Я даже не знаю, чего мне хотелось больше - научиться ловко скатываться с гор или приобщиться к тому загадочному миру, известному мне по книгам, где люди завтракают с видом на Эльбрус и с прочей романтикой.

Так бы может моё желание и осталось романтическими фантазиями, но однажды звёзды случайно сложились в нужную конструкцию.

Вдруг образовалась неделя, когда я могла куда-то поехать. О полететь тогда и речи не шло.
На дворе стоял 1998 год. Мы были молоды, безбашенны и безденежны. Но то ли по молодости, то ли от общей атмосферы конца девяностых, нас это не сильно парило. Хотя конечно ограничивало полёт фантазий.

Один мой знакомый сказал:
- А хочешь я тебе дам сноуборд и ботинки дочки? Тебе должно подойти. Поедешь, покатаешься.
А другая знакомая - единственная из близкого окружения страстно увлекающаяся горными лыжами - сказала:
- Поезжай в Хибины. В Кировск. Я тебе всё расскажу.

Сноуборд всем своим видом обещал много приключений. А предполагаемый бюджет поездки - реальность намеченного.
Поэтому не долго думая я купила билет на поезд Москва - Мурманск до станции Аппатиты и поехала.

fullsizeoutput_302c

Здесь надо пояснить один небольшой момент. На всякий случай. Если кто ещё не понял.
Никто из моих знакомых не катался на сноуборде. Ну, кроме того, который мне сноуборд дал. Но его я в деле не видела, а из всех полезных советов, которые он мне дал, главным был:

- Дойдёшь до горы, увидишь человека со сноубордом и спросишь, как на нём кататься.

А про "увидишь человека со сноубордом"... Когда я гордо ехала в метро на вокзал, сжимая подмышкой драгоценный спортивный снаряд, ко мне почти на каждой станции подходили люди с вопросом:
- А что это такое?
Ну, это самые смелые подходили. Остальные просто смотрели с нескрываемым удивлением.

Да, чего уж там. Я сама в ту пору кажется только раз случайно по телевизору в новостях видела репортаж, что некие эксцентричные молодые люди в далёких нам горах вдруг придумали спускаться по трассам катясь на доске, где закреплены две ноги.
Всё.

И тут вдруг - бабах! - я, сноуборд и большая снежная гора. И совет найти кого-нибудь, кто подскажет, как этим всем пользоваться.

Далее, по инструкциям горнолыжной подруги - 36 часов в поезде до Аппатит, рейсовый автобус до Кировска. И вот я почти у цели.

В этой поездке очень многое было в первый раз.
Я первый раз оказалась за полярным кругом. Никогда так далеко на север не забредала. Впрочем, тогда география моих путешествий в основном ограничивалась более южными горными районами.

Первое самое яркое впечатление - огромные сугробы.
Тут жители северных городов наверняка рассмеются и скажут "а что такого-то?". Но я-то никогда раньше не видела таких огромных сугробов размером с дома, где были протоптаны, прорыты тропинки.
Идёшь-идёшь по тропинке, чуть задумаешься - раз и ты уже на крыше какой-то постройки.

Но не будем отвлекаться.
Я быстренько заселилась в рекомендованную мне гостиницу "Спорт". Не знаю, как сейчас, но тогда вариантов с гостиницами в Кировске было в принципе немного. И большинство приезжающих покататься предпочитало снимать квартиры.
Конечно, если ты приехал компанией или семьёй - это неплохой вариант. А вот для одного - вообще не вариант.
Мне даже отдельный номер в гостинице не по карману был.
К счастью тогда "Спорт" предлагал койко-место в то ли четырёх, то ли шестиместных номерах.
Вот в таком номере я и поселилась.
Забегая вперёд скажу сразу, и в тот год, и год спустя я была чуть ли не единственным постояльцем гостиницы. Так что весь номер принадлежал мне одной.

Заселилась. Вещи разобрала. И скорее на подвиги.

Прошло больше двадцати лет, но у меня до сих пор перед глазами картина: склон с лихо съезжающими разноцветными фигурками горнолыжников, бугельный подъёмник, уходящий куда-то в неизведанную даль, и я - со сноубордом в руках.

Я забралась на маленькую горочку. Пристегнула ноги к сноуборду. Попыталась встать. Упала. Ещё раз попыталась встать. Ещё раз упала.
Следующий час я провела в разнообразных нелепых позах, пытаясь хоть как-то удержать равновесие и перестать грохаться сразу. И вообще понять, как на этой нелепой конструкции начать лепо скользить по склону.

Через час я сдалась. И стала вглядываться в горизонт, надеясь увидеть случайного сноубордиста.

Тут случилось чудо номер раз.
Такого сноубордиста я увидела.
Он ловко съехал с горы, остановился, отстегнул сноуборд и направился к подъёмнику. Вот в этот момент я его и заловила с вопросом:
- Извините, а как на этой штуке кататься?

Парень был немного шокирован, особенно узнав, что я приехала из Москвы, даже не попробовав там встать на борд.
Но тем не менее, случилось чудо номер два.
Он был настолько любезен, что провозился со мной какое-то время объясняя основные принципы катания на борде.

Ну и тоже почти чудо. Пусть идёт третьим номером.
Парень оказался не каким-то там раздолбаем-сноубордистом, коих потом на горе появилось множество.
Нет. Он был из первых, из тру сноубордистов - настоящих подвижников этого нового снаряда.
У них в Петрозаводске, откуда он приехал, был целый клуб таких фанатиков. И он мне рассказывал, как первые сноуборды они делали сами из фанеры и как учились на них кататься.

Самое смешное, что когда я приехала в Хибины через год, он был первым, кого я встретила на горе.
Знаете, такое странное ощущение своего места. Когда за год ничего не поменялось. Когда всё до боли знакомо. И даже идущий на встречу тебе человек кажется знакомым. А потом он подходит - и оказывается, что тебе это вовсе не казалось. И ты вдруг понимаешь - ты дома.

Но это всё будет через год.
В тот же - самый первый день - получив массу ценных советов и небольшой урок катания на сноуборде, я отправилась совершенствовать свои навыки.

В основном они по-прежнему заключались в вставаниях и падениях. Но через какое-то время мне удалось прежде чем упасть немного проехать по склону.
В теории я уже конечно знала про передний и задний кант и про основные приёмы катания. То есть в той самой теории по сравнению с утром к обеду я сильно продвинулась.
Чего нельзя было сказать о практике.

Но я ж баран упорная. Катательный день ещё не завершился, а я уже набралась наглости для того, чтобы решиться отправиться наверх на подъёмнике.

В то время кресельных подъёмников в Кировске не было. Пришлось мне оседлать бугель.
Что такое подняться на бугельном подъёмнике на сноуборде, когда ты на этом борде стоишь (да ещё не очень уверенно стоишь) первый день - знает только тот, кто прошёл через это.
Опять же, это не короткий подмосковный бугель, где даже испугаться не всегда успеешь.
Тут линия уезжающий вверх по склону людей уходила куда-то вдаль, намекая, что страшно будет долго.

После нескольких не очень удачных попыток подняться одной, я очень быстро сообразила, что лыжник на второй стороне швабры делает конструкцию более устойчивой и повышает шансы на успех.
К сожалению не всем лыжникам нравились подобные перспективы.
Одна тётенька мне так и сказала:
- Я с вами, сноубордистами, не поеду. Вы странные.

С одной стороны, было приятно, что не прошло ещё и дня моего знакомства со сноубордом, а меня уже причислили к этом тайному клану.
А с другой, немного обидно.

Но так или иначе, мир не без добрых лыжников. И я оказалась наверху горы.
Я не буду рассказывать как долго я пыталась потом оказаться внизу этой горы. В принципе, трассы там не очень длинные, но в тот день они показались мне бесконечными.
И всё-таки, добравшись до низу, я уже могла ехать. Правда, не очень умела вовремя останавливаться.
Поэтому мой спуск завершился триумфальным въездом в зону скопления людей с криками: "Разойдитесь, пожалуйста! Я тормозить не умею!!!"

Ни один человек при исполнении этого трюка не пострадал.

На первый день я нападалась на свою пятую точку так, что на утро любая встряска позвоночника, даже небольшое подпрыгивание вызывало мучительную боль и желание прекратить свои упражнения.

Но не на ту напали.

На второй день я уже с самого утра решительно отправилась наверх. На самый самый верх.
Мне кажется, я спустилась пару раз прежде чем на меня снизошло необыкновенное чувство - я умею! Мне казалось, что мы со сноубордом наконец смогли договориться и стали чем-то единым. Настолько единым, что уже пора было наконец порасскекать по трассам.

Вот так я и отправилась в свой первый стремительный полёт. Который почти сразу прервался не менее стремительным падением.

Стояла весна. Днём было достаточно тепло. Снега на горе было много, и был он при этом очень мокрый и тяжёлый.
Спросите, к чему это я? Это необходимо, чтобы понять, что произошло потом.

Во время падения одна моя рука по плечо ушла в снег, где практически сразу была забетонирована плотной массой. Тело же со сноубордом продолжило движение, пока сноуборд тоже плотно не увяз в снегу.

И вот лежу я вся такая красивая. И понимаю, что во-первых, выбраться сама не могу. А во-вторых, с рукой явно проблемы.
Но я же оптимист. Поэтому оптимистично решила, что если я сейчас полежу на склоне, ко мне обязательно кто-нибудь подъедет и поможет.
Людей-то много. Я даже видела среди них пару в куртках с надписью "Спасатель".

Через пару лет, когда мы задружились с теми самыми спасателями, я рассказывала про этот случай начальнику спасслужбы с говорящим прозвищем "Изверг".
Знаете, что он мне сказал:
- А я принципиально к сноубордистам не подъезжаю. А то они просто так валяются, отдыхают.

Ну, то есть в тот день шансов у меня не было никаких. Пролежав минут сорок, я это поняла и начала потихоньку откапываться на что ушёл ещё где-то час.

Рука в плече болела дико, что не способствовало ни откапыванию, ни последующему спуску.

Вечером в гостинице я спросила, нет ли у них врача.
Врач на моё счастье был. Мало того, это оказался спортивный врач, который работал с какой-то там сборной, а в тот самый сезон просто случайно оказался в гостинице во время какой-то пересменки между спортивными сборами.

Он меня выслушал, осмотрел руку и радостно сообщил, что серьёзных проблем нет, скорее всего надрыв связок.
- Сейчас я обезболю, зафиксирую и дней через десять сможете кататься.

- Нет, так не пойдёт. Не могли бы вы зафиксировать так, чтобы я завтра могла кататься.

Это был врач, работающий со спортсменами.
Поэтому в остальные дни он с утра фиксировал мне плечо, а вечером что-то там с ним делал. И обезболивал. И давал ещё какие-то советы.

За давностью лет я уже не помню, что там было.
Да и не важно это, главное, что я могла продолжать кататься.
И день на четвёртый я пусть и кривенько, но уже уверенно съезжала до низу.

fullsizeoutput_302e

На фотографии видно, как у меня одна рука плотно, нехарактерно для сноубордистов, прижата к туловищу.
Кстати, совершенно не помню, кто же делал эти фотографии.
Видимо я кого-то заловила на горе и попросила заснять мои пируэты.
Эпоха цифры ещё не наступила. Вот и остались эти несколько нечётких фотографий.

А так - эмоции, воспоминания, неясные лица новых знакомых, имён которых я даже не помню.

Сноубордистов на горе было ничтожно мало, так что мы все в первые же дни перезнакомились и всячески делились опытом.
В последний день ко мне подошли мои коллеги - группа мужчин бывших горнолыжников, осваивающих свои борды - и сказали:
- Мы с таким восхищением смотрим на вас. И решили быть как вы.
Я вытаращила глаза:
- Тоже решили что-нибудь себе покалечить?
- Нет, но если мы травмируемся, то тоже будем кататься, невзирая на боль.

Сейчас конечно смешно про это писать. Ещё, наверное, смешнее читать.
Но на заре появления сноубордов на склоне была какая-то общность и душевность в общении. Возможно именно потому, что нас было очень мало. И мы были первыми.

Уже через несколько лет на склонах появятся много безбашенно гоняющих и под склоном сидящих сноубордистов.
Лыжники перестанут смотреть, как на чудаков, а станут откровенно недолюбливать.
Правда, ещё через несколько лет, сноубордисты научатся кататься и не сидеть там, где их не видно. А лыжники перестанут использовать комбинезоны. И в массе своей разучатся кататься.
И будут уже не лыжники и сноубордисты. А те, кто умеет кататься, и те, кто только считает, что умеет. Независимо от снаряда, на котором они будут это исполнять.

А я потом ещё несколько лет приезжала в Хибины, раз и навсегда полюбив этот район. Эти сдержанные краски севера и невысокие горы.
Сначала я ездила туда кататься. Потом мы стали ездить туда на майские праздники проводить сборы альпклуба. Кататься уже получалось только в дни отдыха. Зато было много разных восхождений.

Я до сих пор скучаю по этим чёрно-белым контурным пейзажам и красивым раскатистым названиям: Расвумчорр, Вудьяврчорр, Тахтамвурчорр..
Чорр - что значит гора.
Tags: покатушки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo olly_ru march 1, 2015 15:15 147
Buy for 50 tokens
Нет. Говоря по существу - это вовсе и не моя книжка. Хотя мое имя значится на ней в качестве автора. Это книжка обо мне, о моем проекте "7 Вулканов" за год, написанная коллективом авторов и прочих специалистов на основе моих фотографий и записей в ЖЖ. Если бы я сама делала эту книгу, она была…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal