Показывали документальный фильм "Эверест 82", снятый в лучших традициях советской документалистики.
А Чёрный, как непосредственный участник тех событий, немного рассказывал об истории экспедиции, про отборки туда и потом после фильма отвечал на вопросы.
Те, кто в курсе истории этой, прямо скажем, легендарной экспедиции, знают, что последнюю тройку, в которую входил и Чёрный, на восхождение не пустили.
Вершина была достигнута по новому маршруту. Были уже и травмы и обморожения. И чтобы не усугублять эту триумфальную ситуацию был дан приказ, прекратить выходы наверх и сворачивать экспедицию.
Говорят, что это руководство экспедиции само запросило дать такую команду. Как бы сверху и они вроде как бы ни при чём.
Поэтому тройка, которая приложила немало усилий в обработке маршрута в итоге осталась без вершины.
Потом конечно были сказаны правильные слова про то, что альпинизм - командный спорт. И что достижение вершины - это достижение всей команды.
А потом прошли годы, всё поменялось. И в отличие от многих своих коллег, Николай Чёрный поднялся на Эверест аж два раза - в шестьдесят шесть и в семьдесят лет.
Но, знаете, что меня больше всего удивило в этой истории.
Когда он рассказывал про события того вечера, когда было принято решение не выпускать их на восхождение, было видно, что он до сих пор очень болезненно переживает ту ситуацию.
Я там в конце маленькое видео разместила на несколько секунд. Так вот на нём - это он уже не очень переживает. И всё равно видно.
Он пытается подобрать слова:
- Жизнь, она такая... Сложная...
Я сама в жизни обламывалась много раз.
Знаете, не когда просто что-то не складывается. А когда всё чего хотелось вот вроде уже сложилось. Совсем сложилось. Ну или по крайней мере начало складываться в нужную фигуру. А потом бац, и кто-то решает, что ты и на этот раз перетопчешься.
Те, кто рядом так все улыбаются... Типа подбадривают. И говорят:
- Ну, ты же понимаешь, значит ещё не время...
А ты:
- Да не понимаю я. И понимать не хочу!
Да даже когда просто ждёшь чего-то много лет, а оно всё не складывается. И ты сама себя утешаешь, что ещё не время, что наверное оно тебе не очень-то и нужно, что надо подождать. Но при этом не очень себе веришь.
Это конечно афигенский стимул - быть в форме до шестидесяти шести лет, чтобы хотя бы тогда сходить на Эверест.
А если нет?
Мне конечно грех жаловаться. Я сама - наглядный ходячий пример, что во-первых, наша жизнь - странная штука, и порой в ней происходят такие вещи, о которых только мечтать можно было. Вот со мной они постоянно происходят.
А во-вторых, что действительно было не раз, когда чего-то очень хотелось, потом это что-то обламывалось, а спустя какое-то время (чаще всего спустя несколько лет) воплощалось в жизни в гораздо лучшем варианте.
И всё-таки наверное какие-то вещи не стоит откладывать слишком надолго.
И наверное это нормально, когда тебе жутко обидно, до слёз, до соплей, если что-то не складывается, как бы тебе этого не хотелось?
Или нет? Надо набраться терпения и ждать? А если так и не сложится, то не очень это тебе и надо было?
И всё же непонятно, почему дядя Коля в свои, если мне память не изменяет, 84 года, прожив долгую жизнь и многое повидав и в конце концов получив свой Эверест, даже два раза, до сих пор так переживает события того далёкого 82-го года?
Journal information