Жизнь как приключение

Хан-Тенгри. Когда заканчивается сезон.
olly_ru
После наших хождений на гору и поздневечерних, а у кого-то и ночных восхождений, никто из нас не стал подрываться на следующий день в пять утра, чтобы валить на базу.
Все как-то отдельно друг от друга приняли одно и то же решение - остаться на денёк ещё в третьем лагере.

Казалось бы, чего хорошего сидеть ещё один день в этом бесконечно снежном-космическом царстве.
Но, знаете. Человек - существо странное. Ко всему привыкает.
Как-то прижилась я в этом месте не созданном для жизни. Понятно было, что долго жить там не получится, но и форсировать события и создавать лишнюю суету не хотелось.

Хотелось хоть ещё день пожить там, проститься что ли. Прежде чем окончательно вернуться в суету городов.

Погода испортилась окончательно. Ветер безбожно трепал стенки палатки, а снег засыпал всё вокруг. Но если раньше это вызывало какое-то лёгкое беспокойство, то теперь казалось, что нет надёжнее убежища на всей планете.
Тем более, что с одной стороны у палатки образовалась надёжная снежная стена до крыши.

Вот так интересно всё меняется в высоких горах. Вчера ещё было ровное поле и можно было любоваться видами через окошко. А сегодня раз - и глухая бетонная стена. В которую очень удобно упираться, когда сидишь и читаешь.

Целый день я пила чай, читала, валялась, смотрела на дрожащие стенки палатки, слушала радиосвязь. И вот это состояние полной расслабленности и покоя было просто чудесно.
Как сказал поэт: "На свете счастья нет, есть лишь покой и воля." И гармония.

И вряд ли мне когда-нибудь кому-нибудь удастся объяснить, что это было. Почему среди этого ревущего ветром пространства, снега, бесконечного холода, где каждый выход из палатки приравнивался к выходу в открытый космос (по крайней мере собиралась я туда не менее тщательно) мне было так хорошо и спокойно.

Погода в этот день, как я уже говорила, разбушевалась не на шутку. Почти все, кто попытался в этот день выйти на восхождение, повернули назад. Кого ветром сдуло, кто глаза поморозил.

В это же время помороженные, усталые, без победы, но не побеждённые возвращались люди, которые в эти дни боролись за свою Победу.

Следуя давней традиции "туда не ходи, сюда ходи" в смысле - одна не ходи, мы договорились с Александром, который ходил с нашей группой на пик с романтическим названием Песня Абая - ох уж причудливые извилины судьбы, и кажется, что эта песня Абая была не пару недель назад, а пару лет...
Саша поднялся на перемычку сопровождая клиента американца. Бодрый дядечка сам быстренько сбегал на вершину и обратно и на утро готов был бежать вниз.
Ну вот мы и договорились, что побежим вниз вместе.

Ох, знала бы на что я подписываюсь.

В три часа ночи я вылезла из палатки, чтобы в последний раз собрать её. Не самое простое занятие под порывами ветра откапывать палатку простоявшую несколько дней.
Но я успешно справилась.

У Саши задача была сложнее - палатка больше. Да и простояла она не несколько дней, а весь сезон. И кажется, вросла в перемычку.
Поэтому собрав свою палатку, я пошла ему на помощь.

Пнув пару раз по оттяжке внезапно откопала ледоруб.
- Смотри, чей-то ледоруб!
- Да, пару недель назад как раз кто-то искал.

И пока я откапывала сокровища из-под снега, Александр дыханием отогревал стойки от палатки.
В какой-то момент мне стало казаться, что занятие это безнадёжное и надо доставать горелку. Но нет. Под мощным дыханием гида ни одна стойка не устояла.
А вот палатку - смёрзшуюся и негнущуюся - так и не удалось сложить. Пришлось комом кое-как к рюкзаку привязать.
И мы пошли.

Вернее, сначала пошли увязая по колено в снегу, разгребая дорогу.
А вот потом, когда снега стало ощутимо меньше, мы побежали.

Макушки гор едва покрылись розовым цветом, а мы уже вбегали в бутылку.

Мне потом ребята, пытавшиеся следовать за нами, но вскоре безнадёжно отставшие, говорили:
- Вы молодцы, так быстро спустились. Ты так быстро ходишь!

Ага. Как же. Сама бы я так быстро вряд ли бы пошла. Но помня обещание не ходить одной и не желая заставлять людей ждать меня, пыхтела изо всех сил.
В общем, очередной эпос на тему "почему я хожу одна".
В прошлый раз с Шамсом и его клиентом мы еле-еле шли, и я мечтала, чтобы мы пошли хоть чуть побыстрее.
Тут же мне всё время хотелось петь "чуть помедленнее, кони!" А так же лоси, кабаны и прочие здоровые животные.

К счастью тут случился рассвет.
Я боялась, что как обычно, придётся нестись пытаясь впопыхах жать на кнопку фотоаппарата.
Но ура! В лице американца я обнаружила коллегу фотографа. Так что мы стали всё чаще делать маленькие паузы, чтобы запечатлеть наступающую красоту.

А это было действительно сказочно и неудержимо красиво.

Настолько красиво, что в какой-то момент я даже забыла думать, что мы находимся в той самой бутылке, которая всегда вселяла в меня такой ужас, и где всё время что-то куда-то падает.

Впрочем, участок с разбросанными обломками огромных льдин напомнил о недавнем обвале.

В какое-то рекордно короткое время мы пробежали бутылку и вышли к первому лагерю.

В шестой и наконец-то заключительный раз нужно было пройти участок от первого лагеря до базы.

Казалось бы, уже каждый камень должен быть знаком. Но нет. Ледник - он как живой. Он постоянно меняется. Тают снежные мосты, куда-то уползают камни, реки прокладывают себе новый путь.

На базе жизнь тем временем шла своим чередом.
Кривым таким чередом. Буйным.

К тому моменту, когда мы спустились в лагерь самых буйных уже погрузили в вертолёт и отправили первым рейсом.
Остальные же были более менее тихи, для окружающих не опасны, но мягко говоря, не трезвы.
Такое общее эпическое полотно - первое впечатление, что трезвых в лагере, кроме сотрудников, не было.

Вот реально. Входишь в лагерь, а мимо тебя ходят какие-то пьяные зомби-люди, которые вчера ещё были твоими знакомыми героическими альпинистами высотниками.

Не, потом, когда первое впечатление схлынуло, стали появляться вполне себе трезвые лица. Но первое впечатление было вот такое.
И оно действительно впечатляло. Особенно если учесть, что на дворе было часов 11 утра.

По отдельным обрывкам рассказов удалось составить приблизительный набросок творившегося в лагере накануне вечером, когда матёрые альпинисты с мировым именем вернулись с Победы в лагерь. Какие шли споры, дебоши, кто кому чего бил...
После того как Миша, тишайший и интеллигентнейший Миша, сказал, что он орал и пытался драться с Глебом, я тихо порадовалась, что накануне осталась наверху.

Об этом мне рассказывал не сам Миша, нашлись люди, которые рассказали. Сам же Миша рассказал, что люди, с которыми он ходил на Победу на спуске просто бросили его. Не дождались. И он в непогоду в практически нулевую видимость полз по разорванному леднику. И вот когда дополз живой, вот психанул малость...

Ну ладно. Не будем о грустном. Просто так бывает.
Конец сезона. Все слегка на взводе.

Мы сидели на скамейке с двумя грузинскими очень заслуженными альпинистами Афи Гигани и Бидзиной и смотрели на всё происходящее вокруг.

- Оля, давай сфотографируемся!
- Давайте!

так у меня появилась кажется единственная фотография за всю мою высокогорную эпопею.

Греков был суров и неприступен.
К этому времени он уже запретил продавать алкоголь списку избранные особо выдающихся альпинистов, был сердит на всех в целом и на меня в частности.

Собственно тогда он и высказал всё, что думал о моих похождениях.
И о том, что лучше вообще не ходить, чем так. И о том, что сам он поворачивал назад с восьмитысячников. И о том, что вокруг другие люди есть... И многое другое.
И завершил гневную речь, как отрубил:
- Больше никуда не пойдёшь!
- Да я вобщем-то больше никуда и не собираюсь...

Но постепенно в течении дня градус гнева снижался. И закончилось всё разговорами за жизнь, вручением на следующий день мне значка за восхождение и словами "ну, ты ещё прилетай".

Но прежде чем прилететь ещё, нужно было хотя бы улететь.
А с этим как обычно было не очень просто.

Сначала перспективы были самые радужные.

- Сегодня полетишь? - спросил Греков, когда я только спустилась вниз
- Конечно! - обрадовалась я. И побежала менять свой билет на самолёт до Москвы, который по плану должен был улететь через пять часов. И даже при самом оптимистичном раскладе я на него не успевала.

Билетов до Москвы на следующий день не было. Удалось поменять только сдвинув дату ещё на два дня.
Тот самый случай, когда сначала думаешь "ну что ж так не везёт", а потом понимаешь, что вот оно счастье-то.

Потому что ни в этот день, ни на следующий вылететь на вертолёте не получилось. Погода закончилась. Вертолёты закончились. Началась зимовка полярников.

Сначала было даже весело. Был вечер и с песнями и танцами. И был день с сидением на собранном бауле в ожидании вертолёта.
И была очередь разросшаяся до шести вертолётов. И мы, которые были сначала на первом рейсе, потом вдруг не на первом.

Но на вторые сутки как-то это всё стало слегка утомлять. Особенно постоянный холод и снег. Я просыпалась утром и понимала, что не хочу больше этого снега. Не хочу холода. Не хочу серости окружающих камней.
Хочу вниз - в тепло, к солнцу.
И казалось, ещё немного и я пойду пешком. Тем более, что очередной мой самолёт в Москву вот-вот готов был улететь.

Но настало очередное утро. И вышло солнце. И группа треккеров, которых вместо нас отправляли первым рейсом, уже с шести утра стояла в ожидании вертолёта. А Греков с крыльца зачитывал расписание рейсов.

А потом они улетели, и пришла пора прощаться.

Вот они, не все, но многие.
И девчонки с кухни. И девчонки с Воронежа, которые делали первую попытку восхождения, когда я ещё шла с треккерами и слушала Иныльчек ФМ. И Миша, и Греков. И Саня - главный по бане. И Саня - помогающий на кухне. И Артём - боксёр, одним видом которого мы отбивали себе лишние порции в столовой. Его первый раз я встретила тоже ещё на треке, когда мы спустились с Песни Абая. И Шамс.

Подбитый гид Юра всё ещё сильно хромающий и пугающий нас видом чёрной ноги подхватил мои чемоданы. И понёс на площадку.
Нет, вы только не подумайте, что это они от меня избавиться поскорее хотели.
Просто жентльмены, они даже хромые остаются жентельменами.

И фотография Хана открывшегося во всей красе напоследок.

Посадка всегда проходит суетно. Кажется, только что вертолёт появился маленькой точкой. А вот мы уже внутри и поднимается над лагерем.

На вертолёте мы перелетели на север, чтобы из лагеря с северной стороны забрать несколько человек.

Меня часто спрашивают, почему я хожу с юга, хотя там объективно опаснее.
Ну, как бы это объяснить?

На юге большой обустроенный лагерь. Целый город, где так хорошо отдыхать перед восхождением, между, после и вместо.
Ну и виды конечно.
А с севера... На мой мимолётный взгляд на севере царит уныние и запустение.

Самый незабываемый момент когда вдруг из вечного царства снега, камней и льда попадаешь туда, где есть трава. И она пахнет. Очень разительный контраст. Особенно если не видишь этой самой травы почти четыре недели.

Настоящие путешествия заканчиваются настоящей цивилизацией. И мааааленькой себяшкой.

Через несколько часов мы плавали в Иссык-Куле. И даже не верилось, что утром был снег, лёд, палатки. И казалось, что никогда это не закончится.
А тут раз - и закончилось. А уже спустя пару дней в Москве я невыносимо, как никогда, страдала от этой самой цивилизации. Глаза болели от ярких красок, а уши разрывались от громких звуков города. И единственной мечтой было вернуться обратно туда на шесть тысяч, где были тишина, одиночество, покой и воля.

• Здравствуйте, я - Оля!

В последнее время все чаще задумывалась над тем, что мой любимый журнал без заглавного поста выглядит как-то сиротливо. Поэтому новый год решила…

• Мастер-класс по себяшечкам и другие развлечения на вулканах в Конго.

Знаете, очень сложно писать про восхождения на вулканы, когда во время этого самого восхождения ничего не происходит. Особенно сложно это делать,…

• Зима будет долгой...

но интересной. Сегодня покупала себе билеты на главное приключение 2018 года. Так странно для меня, год ещё не наступил, а я уже билеты покупаю.…

• На лавочке.

Давайте посидим на виртуальной лавочке и поговорим о том о сём. Вернее, у меня тут скопилось некоторое количество вопросов о том, о сём. 1. Чем…

• Вулкан Бизоке или как сэкономить в Руанде 1500 долларов.

Вулкан Бисоке был тем самым вулканом про который я говорила, что не хочу на него идти, и не променяю на него слонят и жирафов, и вообще ни на какие…

• Как турист во мне победил путешественника.

В чём разница между туристом и путешественником? Ну турист вроде как - на пять минут посмотреть со стороны и фотоаппаратом пощёлкать. А…

• А теперь - жиррррафы!

У каждого человека есть дурацкие мечты. Ну, пусть не у каждого. Ну, пусть только у меня. Но они есть. Нет, у меня есть и нормальные мечты. Время от…

• Дом, где живут слонята.

Почему-то многие думают, что мне кроме гор и вулканов, которые тоже в своём роде горы, ничего не интересно. Ну, бег ещё. Желательно тоже по горам.…

• Прилетело.

Дожили, ко мне уже тарелки прилетают... Нет, надо конечно не так. Не "дожили", а "ура, свершилось!" Моя призовая тарелка с бодранского забега за…

promo olly_ru march 1, 2015 15:15 139
Нет. Говоря по существу - это вовсе и не моя книжка. Хотя мое имя значится на ней в качестве автора. Это книжка обо мне, о моем проекте "7 Вулканов" за год, написанная коллективом авторов и прочих специалистов на основе моих фотографий и записей в ЖЖ. Если бы я сама делала эту книгу, она была…

• 1
да, непросто из настоящей жизни возвращаться в нашу искусственную . но это тоже нужно, чтобы хотя бы сил накопить на новый бросок

Что-то у меня не получается силы копить, только растрачивать. Хочется уехать в какую-нибудь глушь, в безлюдье и там уже силы восстанавливать.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Долго жить на шести тысячах без третьего лёгкого не выживешь.
Это вам любой шерпа скажет.
Да и манна небесная нечасто падает.
Не говоря уж о топливе для горелки.

Оля, а те грузины, которые всех по очереди спасали, прошли сами-то непройденный маршрут?

Я понимаю, что это конечно утопические фантазии. Но так не хотелось покидать мой уютный надёжный мирок.

Грузины тогда же передумали идти на восхождение из-за погоды. Поэтому они уже в тот день, когда мы наверху отдыхали, вниз спустились.
Но потом они дождались более менее хорошей погоды и некоторые из них сходили. Кажется 21 августа.

поняла, спасибо.

здорово звучит "побежала менять билет" ) Хочется оглянуться в поисках билетной кассы )
или там с вай-фаем все хорошо? ;)
И палатка наверху хороша. Бывает, чтоб палатку с верхом занесло?

С вай-фаем в базовом лагере не то чтобы хорошо, но он есть. Полудохлый за 5 долларов в час. Но ведь есть, что уже само по себе чудо в тех краях.

Палатку конечно может занести целиком в случае большого снегопада. Но обычно если там кто-то в это время живёт, то он откапывает палатку.

Фото из бутылки и правда очень.
На Победе досталось им, похоже... Зато пьянка удалась!

Ну как удалась... К тому моменту, когда мы спустились вниз, это было уже похоже не на пьянку, а на запой. Основную часть вывезли уже вниз, а те, кто не успел улететь сидели по палаткам и тихо пили. В общем, как-то не производило это ощущения безудержного веселья.

Да уж, в посте описание веселее звучало...

Да я часто про совсем невесёлые вещи пишу гораздо веселее, чем они на самом деле были.

Это я ещё не написала, как ходила за водкой для практически великого альпиниста, взошедшего на 14 восьмитысячников без кислорода. Потому что ему и его друзьям водку уже не продавали.
А потом смотрела, как они шприцом туда загоняют витамин В - потому что он розовый, чтобы было красивее, и глюкозу - чтобы было вкуснее...

Но потом вспомнила, что лица у них всё равно какие-то грустные были.

Впрочем, вот у нас да, кухонные посиделки были весёлые. Доктор отплясывал невероятно танцы народов мира, кто-то пел. Ну, в общем, хорошо закрытие сезона прошло.

Бывает...

А пишешь ты да, так, что даже про марафоны читать аппетитно. Потом вспоминаешь - ах да, пробовал я уже бегать, совсем другие ощущения ;)))

Некоторые так зачитываются, что не успевают опомнится и обнаруживают себя где-то в районе пятнадцатого километра бодро перебирающими ногами.

какие красивые фотографии.. просто отлично!

Ага, такую красоту сложно некрасиво сфотографировать.

что-то в конце рабочей недели после такого рассказа реально в груди защемило, и теперь невероятно жутко хочется в горы :/ только чтобы группа маленькая была совсем.

Мне и самой снова захотелось. И даже необязательно в горы. Просто чтобы была природа и тишина. И группа маленькая совсем.

хорошо, что чуть задержалась там чуть чуть. приятное окончание истории.
спасибо тебе за эти рассказы про Хана. я как книжку прочитала, разом взахлеб и с приятным остатком в груди. очень впечатлила меня эта твоя история про это гору (вся от начала до этого года). пиши про горы еще!

Хорошо, конечно буду писать про горы ещё. Будут горы, будут и рассказы :)

Мне тоже после 3-х недель нахождения в горах очень не хотелось возвращаться к суетной городской жизни. Очень не хотелось. За эти три недели я стал таким спокойным; стал спать нормально, как уже не спал последние года два. Через пару месяцев после возвращения в "цивилизацию" сон опять пропал; полностью пожирает все силы и энергию эта толпа; нет того спокойствия.

Через пару месяцев?! Да я через пару дней готова была бежать обратно.
Впрочем, в этот раз возвращение в обычную жизнь было каким-то особенно непривычно тяжёлым. Обычно я с радостью погружаюсь во всю эту суету городской колготни. И заряда энергии хватает на месяц точно. А тут я прям физически страдала от постоянного шума большого города, от постоянного света, от множества людей вокруг.

Два месяца, потому что ещё какое-то время я был на положительных эмоциях по энерции. Потом, когда восторг поутих, опять пошло поехало...

А что это за "бутылка"? Сейчас попробовал найти определение. Открыл статью "Формы и элементы горного рельефа", но ничего подобного в ней нет.

Это не форма и элемент - это местное название участка.
При переходе из первого лагеря во второй путь проходит по участку, зажатому между склонами Хан-Тенгри и пиком Чапаева.
Получается узкое пространство, как в бутылке. И особо там никуда не деться.
А вверху бутылки, как и положено, горлышко - совсем узкое место, куда если что-то упадёт, то уже никуда не спрячешься.

В общем, неприятное место.

Хорошо. Насчет Миши, история... да уж.. Лучше уж одной тогда. Фотографии красивущие.

Вот да. Сначала сами говорят, что надо ходить с кем-то, потом когда прижимает - сами же и бросают. Миша там вообще попал, чудом живым выбрался.

Как же, Оля, вы душевно пишете! Спасибо )