Жизнь как приключение

Previous Entry Share Next Entry
Необъяснимая тяга к прекрасному.
olly_ru
А я ведь никогда не рассказывала, откуда у меня эта необъяснимая любовь к чёрно-белым пейзажам в целом и к вулканам в частности.
Нет, мне конечно нравится буйство красок в джунглях или на море. Но достаточно быстро глаза переполняются цветом и мозг начинает уставать.
А вот на что я могу смотреть бесконечно - это чёрно-белые, словно карандашные наброски, пейзажи. Чёрно-белые вулканы - вообще идеально.

В детстве все праздники мы отмечали дома у дедушки с бабушкой.
В маленькой однокомнатной квартирке собиралась наша большая семья - десять человек. Четверо нас, четверо - семья маминого брата. И дедушка с бабушкой.
И вот для этих семейных посиделок из серванта извлекался парадный сервиз. Специальный. Праздничный.
Нам, детям, поручали расставлять тарелки, что мы делали с превеликой осторожностью.

Белые тарелки с золотой каймой. А внутри - совершенно завораживающий меня пейзаж с вулканом.



Сколько себя помню этот сервиз был всегда. Неведомо когда привезённый из далёкой Японии.
С Японией ещё было связано военное прошлое деда. Всю войну он был стрелком-радистом в авиации на Тихоокеанском фронте. Поэтому когда мы лазали по военным укреплениям во время наших путешествий по Курильским островам, я мысленно переносилась в то далёкое прошлое деда.

Но эти тарелки вероятно появились позже. Но точно к тому моменту, когда я стала осознанно воспринимать мир они уже были. А значит были всегда.

Мы часто бывали у дедушки с бабушкой. Но в обычные дни сервиз был неприкосновенным. И я зачарованно смотрела на эти рисунки за стеклом шкафа. Трогать их не разрешалось. И ждала праздников. Когда снова можно будет взять в руки тарелку и погрузиться в эти волшебные чёрно-белые наброски, перенесясь к тому вулкану и придумав себе какую-нибудь другую жизнь, но обязательно в тех краях.

Ко всем остальным вещам в семье относились удивительно легко. Мы детьми играли в песочнице серебряными стопками. И понятное дело, где-то там их частично теряли. И кто бы нам слово сказал.

Из вещей в этом доме с трепетом относились разве что к книгам. Но это же уже совсем из другой области.
У деда была большая и хорошая библиотека. Книги хранились в шкафах, в диванах.
Их можно было бесконечно перебирать, читать. Мне кажется, мы в основном этим и занимались, пока взрослые разговаривали свои унылые разговоры. Игрушек в доме никогда не было, но книги с лихвой компенсировали их отсутствие.

А самые лучшие книги, самые любимые дарились на праздники. Как только ребёнок осваивал чтение, он начинал получать на праздники свои книги с дарственной надписью деда. И это было таким событием - практически как приём в пионеры. Только ещё лучше.

Первая книгу подаренную мне я храню до сих пор. Толстый сборник стихов Агнии Барто с красивыми иллюстрациями и надписью, заставлявшей меня тогда раздуваться от гордости "Оле в 4 года. Читать умеет."

Бабушка была домашняя, уютная. Дед же суров до невозможности. Мы все его немного побаивались, но вместе с тем обожали. И тайно завидовали его любимице Маше, которой по праву старшей внучки разрешалось за столом сидеть рядом с ним.

Когда дедушка умер, мама предложила мне взять на память что-нибудь.
Так эти тарелки, с годами утратившие для всех кроме меня свою ценность, оказались в моём доме.
Я не знаю, почему этот нехитрый пейзаж так покорил меня. Но то, что как с камертоном сверяют чистоту звука, так я с ним сверяю своё эстетическое восприятие пейзажей - это точно.

И давно уже хочу поехать в Японию. И не еду. Потому что в глубине души понимаю, что Япония, которую я ищу, она вот та - с картинки. И боюсь, что я уже никогда не найду ту Японию, и нет её нигде кроме моих тарелок.

Сегодня дедушке исполнилось бы ровно сто лет. Какая-то совершенно невероятная цифра. Почему-то эти нули не укладываются в моей голове. Почему-то восемьдесят или девяносто - это нормально, это с нами и с нашими близкими, это вот оно. А сто - как будто совсем другая эпоха. Невероятно далёкая. Как Древний Рим или Атлантида. Как отголоски далёкого прошлого оставшиеся в наших воспоминаниях.

Recent Posts from This Journal

  • Здравствуйте, я - Оля!

    В последнее время все чаще задумывалась над тем, что мой любимый журнал без заглавного поста выглядит как-то сиротливо. Поэтому новый год решила…

  • До нового года осталось немного...

    И это совсем не радует. Слишком всего много ещё надо сделать до этого нового года. И количество поступающих не то чтобы проблем, скорее различных…

  • Завтрак по-царски и другие львиные истории.

    Вот уж кого в Масаи Мара было действительно много, так это всяких кошачьих. Особенно львов. Конечно я их видела на сафари в Танзании. Ну одного,…

  • Романтичный вечер в парке. После сытного ужина кто-то сам станет ужином.

    Вечером, после перерыва на дневную жару саванна оживает. Жизнь бьёт ключом. Кто-то ест. Кого-то едят. Казалось бы, что можно увидеть за два часа…

  • LiveJournal Meetup (Москва, 28 ноября).

    Соскучились? Давайте встречаться! 28 ноября состоится очередная встреча организованная LiveJournal. Внезапно, да? Я и сама была удивлена, когда…

  • Простились...

    Говорят, когда человек умирает, на небе загорается звезда. А тут ощущение наоборот, что звезда была рядом с нами. Он заряжал нас своим светом и…

  • Парк Масаи Мара. Инструкция по применению.

    Обещала вас в ближайшее время завалить сотнями картинок со всевозможными зверями из Африки? Выполняю. Поездка в Масаи Мара получилась, как это у…

  • Маркес. Без слов.

    Как можно показать произведения Маркеса без слов? Маркеса, который именно нитями слов выплетает причудливый узор историй. Лично я плохо представляю.…

  • Крым культурно-туристический. Вино и цветочки.

    Нет, я знаю, что Крым - он не только скалы-море-горы-вино. Дворцы, памятники, монастыри, крепости - чего там только нет. Но как-то так сложилось,…


promo olly_ru march 1, 2015 15:15 139
Buy for 30 tokens
Нет. Говоря по существу - это вовсе и не моя книжка. Хотя мое имя значится на ней в качестве автора. Это книжка обо мне, о моем проекте "7 Вулканов" за год, написанная коллективом авторов и прочих специалистов на основе моих фотографий и записей в ЖЖ. Если бы я сама делала эту книгу, она была…

  • 1
вот это история! у меня такой же сервиз, только с соснами и не японский..

С соснами тоже хорошо. Сосны я тоже люблю.
А чей у вас?

Япония такая черно-белая есть до сих пор, зимой на севере. Причем не обязательно ехать на Хоккайдо, просто надо от Токио поехать на север, и держась в стороне от крупных городов, добраться до гор. Например, поехать в префектуру Ямагата на вулкан Зао. Там великолепное горнолыжное катание, а внизу в поселках есть черные деревья в белом снегу, горячие источники с парящими ваннами-ротембуро на улице прямо под звездами. Ничего не может быть лучше, чем сидеть по пояс в очень горячей воде, и чтобы сверху шел снег и покалывал лицо и плечи иголочками. А потом выскочить в снег и покататься, и снова в горячий источник. А если еще луна полная, и полная же бутылочка под рукой, и после полного дня катания... И в каждом поселке есть в сторонке пара храмов, где прямо под снегом могут цвести камелии, слива и пионы (укрытые соломенными козырьками), висит гонг с веревкой, можно бросить монетку в 50 иен, дернуть за веревку, хлопнуть три раза в ладоши и загадать желание. А еще ресторанчики, старые, темноватые, совершенно аутентичные, где в красивой керамике подадут что-нибудь настолько простое и вкусное, что будешь потом всю жизнь помнить. В Ямагате это обычно макароны из гречки по имени соба, которые тут же в уголке лепит местная бабулька. Главное - не застревать в крупных городах. Кроме может быть Киото, там ужасно красиво, и за это можно пережить толпы.

Ох как аппетитно написано, хочется всё бросить и поехать.
Я в крупные города и не хочу, я хочу найти вот такую тихую, уютную, лаконичную Японию. И чтобы мои любимые вулканы.

Все зависит от сезона. Летом ехать не надо - жарко. Кроме Хоккайдо, где хорошо. Но я там бывала в основном зимой, на лыжах покататься, очень классно. И еда, всякие свежие морепродукты. А на Хонсю летом не надо, поплохеет. Осенью, если где-то в сентябре-октябре, либо весной в апреле-мае, надо ехать в Никко дня на три, это 2 часа на поезде к северу от Токио. Там нижний поселок, где балдежные храмы (бывший летний "домик" сёгуна Токугава Иеясу 16 века), очень яркие, именно там знаменитая скульптура трех обезьян, которые закрывают глаза, уши или рот. Там же аллея старых кипарисов, которые по 2 метра в диаметре, а то и больше. А дальше надо ехать на автобусе наверх к озеру Чузендзи, у самого озера очень туристично, там водопад Кэгон, самый высокий в Японии, который в 5 вечера выключают, чтобы воду зря не тратить. А ехать надо дальше и выше - там отличное плато Сенджёгахара, по краю которого идут один за одним вулканы, на них есть тропы. Выбираешь маршрут, и вперед. А в самом конце автобусного маршрута есть мини-кальдерка с горячими источниками и фумаролами (весьма вонючими), к сожалению, в тамошних отелях (которых совсем мало) цены очень кусачие, минимум $150 с носа, правда, с ужином и завтраком (очень вкусными). А весной в мае все леса и горы в Никко вспыхивают рододендронами: три основных цвета, алый, белый и пурпурно-фиолетовый, причем они зональны по высотам, просто супер. Правда конец апреля и первая неделя мая - время японских каникул, называется "золотая неделя", его лучше избегать. Кроме Никко на севере я обожаю Ямагату (вуклан Зао - это круто) и Сендай, там с историческими храмами плохо, но народу мало и ужасно красиво. И вулканы кругом, вот чего в Японии много, это бамбука и вулканов.

Есть и еще наикласснейшее место - это мелкие острова к югу от Токио, до них примерно 300 км. К ним ходит паром, с вечера и идет всю ночь, пассажиры получают место на полу на коврах за вполне адекватные деньги, там чисто, тихо,уютно, безопасно, все спят. А на палубе - красиво. На островам полно бесплатных обустроеных кемпингов, народу мало, красиво безумно, отличное купание, и много горячих источников, которые льются прямо в море (острова вулканические). В источниках обычно сидят местные аксакалы, причем прямо в крутом кипятке, там, где источник выходит из земли. Все камни покрыты оранжевой ржавчиной (вода железистая), и аксакалы тоже того же цвета, и вполне дружелюбны (естественно, английского они не знают, но это и не надо). Мой любимый остров Сикинедзима, всего 7 км в поперечнике, главный транспорт - собственные ноги, вполне хватает. К сожалению, паром ходит раз в день, уезжать обратно приходится утром и терять день в пути. Цирк в том, что административно острова относятся к метрополису Токио, видимо таким образом пытаются уменьшить плотность людей на кв км, ибо народу на островах всегда мало. А в океане даже есть кораллы (мало), и отличные рыбки (единственное место, где я видела непуганную рыбу-петуха). Конечно важно не попасть под тайфун, в тайфун будет некомфортно. Но на это существует прогноз, а поездку можно заранее не планировать, не больно много желающих, билеты на паром я всегда покупала максимум за неделю, минимум - накануне.

А совсем на юге есть действующий вулкан Сакурадзима (около Кагосимы). Но он настолько действующий, что велики шансы полного закрытия того острова, где он торчит (а без парома не попадешь). Вулкан любит плеваться бомбочками нехилого размера, и его закрывают для посетителей постоянно. Впрочем, если он открыт, то троп много и они хорошо сделаны (насколько это возможно в постоянно меняющемся ландшафте). А вот на Фудзи ходить не надо. Количество народу зашкаливает, идти надо в очереди, по очереди делать шаг. Я сама не ходила, но ходил мой рюкзак и куртка-непромокабля, и мне рассказывали.

Спасибо огромное за такой развёрнутый рассказ-рекомендации!

Мне ужасно по кайфу повспоминать. Я конечно далеко не знаток, времени было маловато путешествовать, ребенок в школе, работы до черта, отпуска мало (ибо почти весь проводился тогда в России). Но были любимые места, куда мы ездили из года в год, и возили друзей, которые начинали возить других друзей и т.п.

Да, я когда читала ваши (твои?) записки странствующего учёного ещё удивлялась, что про саму страну немного. Но всё равно читать было очень интересно.

Проще всего на "ты", мне так привычнее, тут в Штатах стиль такой у русскоязычных, быстро все на ты переходят.

Про страну не писала, т.к. надо для этого оцифровать фотографии, а там много, ох, как много. Есть правда фотоальбом 2011 года уже с цифрового фотоаппарата:

https://photos.google.com/u/1/album/AF1QipMIK-s3Hx7Yn2pbrkd9jlTtqgQfMTjqin-0G78Q

К нему нет подробного описания, может, потом напишу. Это была туристическая поездка зимой на новый год на пару недель в Токио, Киото и Нару, свою ностальгию немножко унять, показать страну моей падчерице, повидать нашего старого профессора (он болел, через полгода умер, вечная ему память). Только города, никакой природы. Надо учитывать, что места это супер-туристические с дикими толпами народу (особенно на новый год, который главный буддийский праздник), я просто старалась снимать так, чтобы толп не видно было. Так что такое путешествие я тебе не рекомендую, разве пару-тройку дней в Киото побродить, пока не устанешь от людей.

Да уж. Большие города и толпы людей - это точно не для меня. По крайней мере не для первого знакомства со страной. Иначе есть большой шанс, что я её возненавижу :)

Лаконичная картинка, очень много простора для мечтаний.

Я однажды попал на выставку японских "печатных" изображений в музее почётного легиона в Сан Франциско. Сама выставка замечательная, но больше всего запомнилось, как я вышел из музея, повернул в сторону океана, и вдруг понял, что перед глазами то, что я только что видел на принтах. Волны, обрывы, искривлённые и "причёсанные" ветром кипарисы, лучи закатного солнца...

Да, минимум деталей, сплошные наброски, остальное - полёт безграничной фантазии.

Япония не разочаровывает. Токио может разочаровать, но если поедете в другие места, то там найдете именно картиночную Японию. И такие черно-белые пейзажи можно будет увидеть на дверях или на картинах в увеличенном формате.

Токио вряд ли меня разочарует. Может не понравится, это да. Потому что от Токио у меня никаких ожиданий нет. Для меня та Япония, которую я бы хотела увидеть, это одно, а Токио - это совсем другая история.

Как хорошо написано. Значит можно сказать все началось с этой тарелки

Всё началось с семьи :)
Ну и с тарелки конечно тоже.

тоже очень хочу в Японию! сейчас много передач о ней смотрю


Я тоже уже давно хочу, но пока никак не могу себе придумать своё путешествие, чтобы найти и ту Японию, которую я ищу, и ту, которая ещё есть, чтобы понять и почувствовать.

Оля, спасибо за этот текст. От него прямо веет чем-то теплым и щемящим.

Рада, что понравилась!
Щемящим - это наверное потому, что всегда немного грустно читать об осколках далёкого прошлого, даже если оно вроде бы было недавно.

Наши близкие живы, пока мы о них помним.
Дед жив.

Чудесный рассказ, Оля.

В Японию ехать надо однозначно.
Она хорошая.

Спасибо!

Обязательно поеду.

Выше знающий человек написала, что есть такая Япония.
Как ты хорошо про семью написала, поздравляю тебя со столетием деде. И как хорошо, что тарелки не сгинули, а ушли к тебе в семью.. Значит будут жить.
И вот откуда у тебя вулканы ;))) значит на Фудзи пойдешь? ;)

Пойду конечно когда-нибудь. У меня вообще большие планы :)

Точно подметили - законченная лаконичность!

Да! Прекрасная в своём совершенстве.

прекрасный текст. Спасибо

  • 1
?

Log in

No account? Create an account