Остров Симушир вытянут с северо-востока на юго-запад на 59 км при ширине до 11 км. Максимальная высота — 1539 м (гора Мильна).
На острове 3 действующих вулкана: Прево (1360 м), Заварицкого (625 м), Горящая Сопка (873 м).
В северной части острова расположена глубоководная бухта Броутона, представляющая собой заполненную водой кальдеру.
В центральной части острова — кальдера Заварицкого, частично заполненная озером Бирюзовое.
Собственно эти два объекта и были нашими целями для посещения на острове. Бухта Броутона знаменита тем, что до недавнего времени там была база подводных лодок.
А кальдера Заварицкого - своим сумасшедшим видом.
Про этот остров я делала пост стиле сообщества "Один мой день", чтобы там его и разместить.
Для своего журнала я честно собиралась написать обычный рассказ с картинками. Но в последний момент мне стало жуть как лениво.
Вот.
Поэтому пост будет таким, каким я его уже сделала. Лишь удалю ненужные подробности, которые известны всем, кто следит за нашим путешествием, но совершенно необходимы, чтобы рассказать об этом мероприятии совершенно незнакомым людям.
На корабле мы просыпаемся не по будильнику, а по побудке. Будет всех не очень бодрый голос капитана:
- Доброе утро. Сегодня шестое августа, корабельное время восемь утра, в кают компании уже накрыт завтрак. Всем приятного аппетита.
Я открываю глаза. И правда – восемь утра. А за окном туманные курильские пейзажи.
Курилы и туманы – это практически слова синонимы. Еще к Курилам можно добавить – необитаемые острова, край земли, вулканы и медведи. И будет полная картинка.
Накануне вечером мы перешли от моего любимого острова Ушишир, который я считаю самым лучшим местом на Земле (и лучше со мной не спорить :) ) к острову Симушир и вошли в бухту Броутона. Эта бухта знаменита тем, что когда-то не так давно здесь располагалась база советских подводных лодок. В девяностых базу закрыли и все бросили.
Вчера мы пришли в эту бухту и встали на якорь, чтобы утром отправиться гулять по заброшенному военному городку.
Первым делом я смотрю в окошко. Погода, как обычно, не радует. Прохладно и туманы. Вот такое оно курильское лето.
С окошком – это мне сильно повезло.
Пассажирские каюты находятся на самой нижней палубе – фактически под водой. Так что там нет окон. Меня же, как старожила и вообще хорошего человека, на этот раз поселили с командой на самой верхней палубе. В шторм здесь конечно гораздо хуже. Но где тот шторм? А в открытое окно каждый день смотреть можно.
Вот он наш почти спартанский быт
Делю я каюту с поваром Светой.
Света - человек вечный двигатель. Не устаю поражаться, как она все успевает. И готовит на 30 человек, да так готовит, что рестораны отдыхают. И убирает. Да еще и рыбачить успевает. Чтобы все успеть, встает она в шесть часов. Я каждый раз просыпаюсь от будильника и тут же засыпаю с радостной мыслью, что мне еще два часа можно спать.
Я бы и еще больше спала. Но вспоминаю, что я как-никак на работе. А это значит, что нужно выползать из каюты, завтракать и направлять нашу деятельность в разумное русло.
Первая, кого я вижу, Света. Она мне рассказывает душераздирающую историю, как ночью к нам в каюту прилетела птица. Во сне Света почувствовала, что по ней кто-то ходит. Схватила рукой – птица. В общем, этой ночью у двоих в нашей каюте был шок. И только я безмятежно все проспала.
Общими усилиями выковыриваем птицу из угла каюты, куда она забилась ночью, и выпускаем на волю.
Пора спускаться на первую палубу. Там находится центр нашей жизни – кают-компания, кухня, душевые, туалеты и самые лучшие и самые худшие места для пассажиров.
На корме уже во всю рыбачат рыбаки
Вот он утренний улов.
Впрочем, такая картина все время. На борту шестнадцать рыбаков, а рыбалка на треску здесь проста и незамысловата. Закидываешь удочку, и треска сама начинает на нее кидаться и требовать вытащить ее немедленно.
Рыбалка, рыбалкой, а завтрак пропускать нельзя.
Иду в кают-компанию. Часть народа уже позавтракала и разошлась по своим делам: рыбачить и досматривать сны. Часть еще не вышла к завтраку. Так что в кают-компании тишина и пустота.
И если кают-компания –сердце корабля (а заодно и желудок), то его мозг – капитанский мостик.
После завтрака отправляюсь туда согласовать наши планы на день.
Но увы-увы. Там никого нет. По крайней мере из тех, с кем можно согласовать процесс высадки на берег и наши дальнейшие действия.
Лишь одинокий пес Маня как всегда несет вахту.
За следующий час я успела еще немного позавтракать, переодеться, найти капитана и моих коллег, помогающих мне в нашем путешествии. Мы разработали план действий на ближайшие пол дня.
А на корме по-прежнему шла рыбалка. Фотографируюсь с трофеем. Сама то я со вчерашнего вечера зареклась брать удочку в руки. Ибо закинула я на сон грядущий удочку. И вытащила в ночи огромную рыбину, а рядом с ней на втором крючке – не менее огромную морскую звезду. Картина эта была сколь неожиданна, столь же и ужасна.
Однако, делу время, а рыбалка может продолжаться бесконечно… У нас же на сегодня планов громадье.
Даем команду приготовиться к высадке на берег. По плану – высадка на берег, прогулка в заброшенный город, а там как получится.
И вот ровно в десять первая лодка с пассажирами отходит к берегу.
За несколько ходок мы высаживаемся на берег. Вот он – заброшенный военный городок.
А вот и сама бухта. Во в этот узкий проход вчера вошел наш кораблик.
Когда-то в этой бухте стояли подводные лодки. Кстати, их судьба неизвестна. Может так и стоят там затопленные.
Следующие два часа мы играем в сталкеров.
Ходим небольшими группами по заброшенным зданиям, иногда встречаясь и обмениваясь впечатлениями. Кто нашел медчасть практически со всем оборудованием, кто библиотеку, кто жилые помещения.
Лично мне хватило беглого осмотра ближайшей казармы.
Когда-то здесь была столовая, кинозал, актовый зал, спальни.
Перед зданием был плац с пушкой, где видимо в праздничные дни проводились парады. Но природа неумолимо потрудилась над творением рук человеческих.
Мне по душе больше природа. Цветочки там всякие.
Предлагаю всем попавшим в поле моего зрения прогуляться на ближайшую сопку, чтобы полюбоваться окрестностями.
Увы. Мой призыв не находит отклика в сердцах. Кто-то остается ловить рыбу на берегу, кто-то продолжает исследования заброшенного города.
Легко сказать – забраться на сопку. Дорог-то нет. Склоны поросли ольховым стланником. Продираться через него – особое искусство.
Стараюсь выбирать незаросшие места. Но все равно иногда приходится буквально просачиваться сквозь недодеревья.
Пока лазала по этим кустам, потеряла свою чудесную шапку из Папуа-Новой Гвинеи.
Открывшийся вид – слабое утешение за потерю.
Спустя час возвращаюсь к моим туристам. Они уже все собрались на берегу, зажгли костер и что-то там жарят.
Погода меж тем вроде решила разгуляться. И вот впервые за несколько дней мы увидели ясное синее небо. Пейзаж тут же преображается.
То, что погода решила побаловать нас солнышком, нам очень на руку. Ибо на вторую половину дня у нас запланировано восхождение на вулкан Заварицкого. Обидно было бы оказаться там в тумане.
Время обедать и сниматься с якоря. Возвращаемся на корабль.
Пока одни обедают, другие согревшись на солнышке решают заняться водными процедурами. Еще пару часов назад мы ходили в куртках и шапках. Но солнце быстро согревает воздух. Правда вода градусов 15. Бррр… Так что купаются только самые отчаянные. Я в их число не вхожу :)
Пора сниматься с якоря, выходить из бухты и двигаться дальше вдоль острова к кальдере вулкана Заварицкого.
Выход из бухты дело непростое.
Я было забегаю на капитанский мостик, поболтать и поснимать. Но еще на подходе строгий старпом Сан Саныч машет руками и строго шикает на меня. Поэтому ограничиваюсь съемкой спины сурового капитана и ухожу на бак.
Тем более, что с бака вид гораздо лучше.
И чайки на баке застыли перед серьезностью наших маневров.
Переход займет часа три.
Так что пока все занимаются своими делами.
Туристы в кают-компании отдыхают, смотрят телевизор, обмениваются фотографиями.
Матрос разделывает рыбу.
Чайка просто летает по небу.
Я хожу и все это фотографирую. А еще сижу и наконец-то греюсь на солнышке. Я люблю свою работу :)
Заглядываю на кухню. Вот оно светино хозяйство. Как она в таких условиях умудряется делать кулинарные шедевры – непонятно. А ведь она еще и хлеб печет и пироги. А теперь представьте, как это все происходит в шторм.
Во время переходов жизнь на корабле почти замирает.
Внезапно по громкой связи раздается: «Капитан по правому борту видит косаток».
И все выбегают на правый борт, рискуя перевернуть теплоход. Несколько дней назад мы видели китов.
Настоящих больших кашалотов. Они плавали рядом с кораблем, махали хвостами и пускали фонтаны.
Но косатки – это тоже здорово. Они какое-то время плывут рядом с кораблем. То покажут плавник, то снова под водой скроются.
В районе пяти часов мы приходим в район высадки для восхождения на вулкан Заварицкого.
Встаем на якорь. Осмотрев берег в бинокль, немного дискутируем на тему, где же нам высаживаться. На глазок определяем место высадки. И вот уже матрос Саня, разжалованный из боцманов, спускает лодки на воду.
На этот раз на берег с нами отправляется капитан и капитанский пес. Маня очень любит бегать, и каждую высадку на берег воспринимает как подарок судьбы. А уж прогулка на несколько часов – такое счастье ей не часто выпадает.
Капитан Женя до прошлого года вообще не понимал зачем люди куда-то ходят пешком, если есть машины.
Потом приехали мы – большая толпа туристов. Мы прошли всю Курильскую гряду, по дороге залезая на все вулканы, куда только можно было залезть. К середине поездке Жене стало интересно, зачем же мы туда ходим. В итоге он не выдержал и на один вулкан пошел вместе с нами. До верху он не долез – ноги отвалились. Но вот поди ж ты, так проникся пешим туризмом, что весь год тренировался ходить пешком.
Теперь мечтает о восхождениях на большие вулканы. Вот что с человеком дурной пример делает.
Опять в несколько заходов мы высаживаемся на берег.
Пока я с последними добираюсь до берега, первая группа уже вылезла на верх и начала подъем. Мы их правда быстро догнали.
А дальше. Дальше мы просто потопали по склону вверх.
Вот так люди культурно отдыхают под моим чутким руководством.
Что может быть лучше неспешных прогулок на свежем воздухе?
Долго я отдыхать не даю. Небольшая передышка, и вперед. Ведь нам нужно забраться на самый верх.
Через полтора часа мы туда выползаем. Немного замученные, но все еще живые туристы.
Зачем мы здесь? А вот зачем.
Вид кальдеры прекрасен. Особенно в ясную погоду. Нам сильно повезло, что облака отступили и открыли всю красоту.
Кто-то тяжело вздыхая, говорит, что так и не понимает всего этого туризма. Что ему и по телевизору достаточно на красоты смотреть.
Но большинство ахает, охает и бежит фотографировать красоты в разных ракурсах.
Прошу запечатлеть меня. А то мой день как-то совсем без меня проходит. Вот она я. Тружусь не покладая рук. Вернее ног. Я уже говорила, что люблю свою работу? :)
Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Нам пора возвращаться на корабль. На прощанье кидаю взгляд. Надеюсь, что я сюда еще когда-нибудь вернусь.
Спускаемся вниз к кораблю.
Чем это у нас там Юрий Александрович занимается вместо того, чтобы вниз идти?
Ягоды ест. В этом году урожай шикши не очень удался.
Лето в этом году на Курилах короткое и холодное. Ягоды не успели набрать сладость. Но даже в таком виде они вкусные и прекрасно утоляют жажду.
К семи часам спускаемся на берег и вызываем по рации лодки.
Курилы не перестают удивлять. В прошлом году мы высаживались немного в другом месте и не видели, что на Симушире тоже есть лавовые столбы.
Сан Саныч немного нас катает вдоль берега.
Он первый год на этом корабле старпомом. Так что теперь он с удивлением смотрит на весь наш туризм и спрашивает, зачем ходить пешком, если и на корабле неплохо кормят.
Кормит Света действительно на убой.
К нашему возвращению готов ужин. Обычно на обед и ужин и нас суп и два-три вида второго. Если никуда не ходить, то к концу похода можно так на корабле и остаться ибо ни в одну дверь не пролезешь.
Пока туристы ужинают, мы собираемся на капитанском мостике, чтобы подвести итоги дня и обсудить день завтрашний.
После окончания совещания, которое на этот раз было наредкость недолгим – чашечка кофе от капитана.
За зиму он закончил курсы баристов и попросил на корабль купить кофемашину. Теперь вот такими крохотными порциями демонстрирует свои умения, призывая меня уловить, то шоколадные нотки, то африканскую кислинку.
Я не большой знаток кофе, но головой кивать и делать умный вид умею неплохо.
До наступления темноты погода и окружающая действительность решили нас еще побаловать. Поэтому время после ужина все провели на корме любуясь пейзажами.
Вы думаете, на этом наш день заканчивается?
Как бы не так. Впереди еще одно увлекательное мероприятие.
Я уже говорила, что Игорь Анатольевич – просто кладезь информации по истории Курил.
Каждый вечер перед сном мы собирались на небольшую лекцию, где я рассказывала, чем же мы будем заниматься на следующий день. А Игорь Анатольевич рассказывал историю того острова, к которому мы собирались пристать.
Время полдесятого. Однако, сегодня мы что-то припозднились. Заканчиваем ближе к десяти.
Но перед сном у меня есть еще одно важное дело.
Где-то месяц назад во время очередной пробежки я повредила ногу. С тех пор она болела и распухала после нагрузки. А тут нагрузки ежедневные. Терпимо конечно, но неприятно.
На мое счастье среди пассажиров оказался врач остеопат. Говорят, золотые руки, люди к нему на год вперед записываются. Не знаю кто куда там записывается. Но с моей ногой Юрий Васильевич творил чудеса. Уже после пары сеансов ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Опухоль осталась, обычно моя нога в области лодыжки гораздо тоньше, но боль сильно уменьшилась.
Вот наш лазарет. Да. Вот так. Прямо на столе у кофемашины, где по утрам мы пьем кофе с видом на вулканы, если конечно нет тумана, а есть вид. Но что поделать. Такие уж у нас полевые условия.
И последнее, что я делаю перед сном – иду на корму. Посмотреть перед сном на планктон.
Раньше я об этом только читала, но не верила, что такое вправду существует. В волнах в темной ночной воде планктон вспыхивает яркими звездочками. Такой млечный путь высыпанный в море. Увы, никаким фотоаппаратом это не передать.
Ближе к двенадцати я иду спать. Завтра будет новый остров - с термальными источниками, речной рыбалкой и природными красотами.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 1. Петропавловск - Камчатский очень удивительный город.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 2. Отплытие.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 3. Тлен и безнадега Северо-Курильска.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 3. Часть два. Первая рыбалка.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 4. Остров Атласова, вулкан Такетоми.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 4. Про китов и рыбу.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 5. Эндемичный голец, таинственная бухта и бунт на корабле.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 6. Онекотан, вулкан Креницына. В поход за туманом.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 7. Матуа. Самый загадочный остров.
Большая рыбалка на Курильской гряде. День 8. Острова Ушишир. Самое лучшее место на Земле.
Journal information