?

Log in

No account? Create an account

Жизнь как приключение

Previous Entry Share Next Entry
Польша. Соляная шахта Величко.
olly_ru
Про то, как можно увлекательно провести выходные в Польше, я вкратце уже рассказывала.
Теперь наконец руки дошли о самом интересном рассказать поподробнее.

В первый день буквально с корабля на бал, вернее с самолета, прилетевшего в Краков, мы отправились смотреть соляные шахты Величко.

Лично я про эти шахты ничего не знала. Тем неожиданней и удивительней было увиденное.

"Исторические Соляные копии в Величке - это единственный в мире горнопромышленный объект, работающий без перерыва от средневековья до наших дней. Её оригинальные выработки (штреки, спуски, эксплуатационные камеры, озёра, шахты, шурфы) общей диной около 300 километров, расположенные на 9 уровнях, пролегающих до глубины 327 метров, показывают все этапы развития горной техники в отдельных исторических эпохах."



Соляные копии в Величке работали с XIII века. И всегда к ним был особенный интерес - соль, в те времена ценилась почти как золото. Уже с XV века на шахте устраивали "экскурсии" для привилегированных особ.

Сейчас посетителям шахты предлагают маршрут, проходящий через 20 камер. Осмотр начинается с первого уровня, расположенного на глубине 64 метра и заканчивается на третьем уровне, на глубине 135 метров.



Экскурсии в шахте проводятся на польском, английском, немецком, французском и даже русском языке. Так что перед посещением шахты лучше заранее поинтересоваться, в какое время будет экскурсия на нужном вам языке.
Посещение шахт возможно только с экскурсоводом и строго регламентировано. Всего экскурсия длится два часа.



Пройдя ни много ни мало 380 ступенек, оказываешься в царстве соли.
Стены, полы, потолки - все сплошная соль. Издали выглядит черным камнем. При внимательном рассмотрении становится понятно, что на самом деле это не так. Материал похожий на слюду серого цвета - то и есть пласты соли.



Желающим предложили попробовать стены на вкус, лизнув их. Благо соль обладает чудесным антибактериальным эффектом и можно смело лизать такие с виду грязные стены...
Желающий из всей нашей огромной группы нашелся один. Угадайте, кто это?

- Ну как? - спросили меня менее решительные коллеги. Им то тоже на самом деле было интересно.
- Соленая. Она такая соленая!

Как-то раз попала я в Пекин проездом. Это было мое первое посещение Китая. И когда я вернулась, все также спрашивали "Ну как?". А я на полном серьезе говорила: "Там очень много китайцев".
Все думали, что я так прикалываюсь.
А я серьезно говорила. Потому что я конечно знала, что в Китае много китайцев, что их вообще много. Но чтобы столько... Для меня это огромное количество китайцев стало можно сказать главным впечатлением от Пекина.

Так вот и с солью этой. Я конечно знала, что соль она соленая... Но чтоб настолько...

Экскурсия проходит через старые камеры, где из соли вырублены различные фигуры.
В одной камере - фигура Коперника, который также был посетителем этих копий.



Или сцены из истории соляных копий Величко и Польши. Что было всегда неразрывно связано. К XVI веку эти копии стали крупнейшем предприятием в Европе.



В некоторых местах проходы укрепляли деревянной опалубкой.



За долгие годы на них наросли многочисленные кристаллы соли.



Работа на в соляны копиях всегда была делом опасным. Как и во всех шахтах тут происходило скопление газов. Существовала специальная команда (видимо смертничков), которые при помощи факелов проверяли нет ли опасности взрыва.



Несмотря на все сложности, работа на шахтах была делом очень доходным и престижным. Рабочее место передавалось по наследству. В качестве оплаты, работавшие на шахте получали соль. Ну, это все равно как если бы они мешки с золотом получали...
Так что часто работник шахты нанимал за себя того, кто действительно работал.



Было это правда совсем в древние времена. Но даже в XVI веке шахты имели свою систему кухню, врачей и некое подобие социальной и пенсионной систем, что для того времени было большой редкостью.





На рубеже XIV и XV веков эксплуатационные работы и подземная транспортировка осуществлялись вручную. Из шахт соль поднималась при помощи специальных валов, приводящихся в действие мускульной силой.
Около 1400 года валы заменили специальным воротом. Это были колёса, располагавшиеся горизонтально, которые вращали люди, толкавшие их по кругу, наваливаясь на них всем телом.



Следующим этапом развития организации транспортировки стал конный привод, появившийся в копиях в первой половине XV века.



Сейчас копии ежегодно посещает 800 тысяч человек.



Пройдя по основному туристическому маршруту можно представить, весь масштаб шахт, узнать их историю. Но кроме этого можно выбрать маршруты по интересам. Экстремалы могут пройти по специальному пути с шахтерскими фонарями.



А маленькие посетители путешествуют по тропе гномов.



Заканчивается экскурсия в подземном соборе. Здесь проходят концерты и венчания.



Абсолютно все сделано из соли.
Вот эта Тайная вечеря, например. Интересна тем, что выполнена непрофессиональным скульптором. И все же ему удалось добиться удивительной перспективы. Барельеф толщиной всего 15 сантиметров. Но стоит чуть отойти в сторону и кажется, что там глубина метра два, не меньше.



Или вот люстра - тоже вся из соли.



Сотни тысяч посетителей отполировали пол часовни почти до зеркального блеска.



А еще в соляных копиях организовали настоящий курорт. Люди приезжают на несколько дней, только для того, чтобы подышать соленым воздухом. Они ничего не делают, сидят на берегу подземного соленого воздуха и дышат.
Считается, жуть как полезно.




promo olly_ru march 1, 2015 15:15 143
Buy for 50 tokens
Нет. Говоря по существу - это вовсе и не моя книжка. Хотя мое имя значится на ней в качестве автора. Это книжка обо мне, о моем проекте "7 Вулканов" за год, написанная коллективом авторов и прочих специалистов на основе моих фотографий и записей в ЖЖ. Если бы я сама делала эту книгу, она была…

  • 1
Весьма интересное место. Лошадок там перестали использовать совсем недавно.

Edited at 2014-10-05 09:49 am (UTC)

Место очень интересное. Я бы туда еще разок съездила. По какому-нибудь интересному маршруту прошла.
А про лошадок не знала. Там столько всего рассказывали, что я половину прослушала.

Гы! После моего первого посещения Китая я также поймал себя на мысли, что вполне возможно, что их около 2 миллиардов!!! Это так, к слову. А место действительно, очень интересное! Хотелось бы там побывать! Ну и о грустном. Лошадок и в угольных шахтах Добасса использовали до середины прошлого века. Они там быстро слепли.

Лошадок жалко конечно. Но этим в соляных шахтах было все же лучше, чем лошадкам Донбасса. Не угольной пылью дышали, а полезным соленым воздухом.

Как интересно! И красиво.

Да, очень интересно.

Прогулки по Кракову.

Пользователь codirips814 сослался на вашу запись в своей записи «Прогулки по Кракову.» в контексте: [...] но, чтобы получить общее впечатление. Но наверное недостаточно, чтобы проникнуться атмосферой. [...]

:-) "Kopalnia"
В Польше видел вывески "Бетонярня"- маленькая мастерская, делают тротуарную плитку и много чего еще.
"Кроликарня"- Ну, соответственно. Кроликов разводят.
Больше всего повеселила вывеска- "Бабска автошкола"!

Очень удобный язык. Ничего учить не надо, и так все понятно.

Нет, ну вы где-нибудь в России видели женскую автошколу?! Либо умеешь водить, либо нет. Я за такой подход. Но все равно интересно!

А вот не соглашусь. Выпускники автошкол водить машины не умеют. Мне кажется в автошколах и не ставится такой задачи. Даются базовые навыки управления автомоболем. И лично я бы с удовольствием пошла в такую вот девачковую автошколу. Чтоб более доступно объясняли устройство машины, ну для блондинок :) чтоб на практике показывали как жидкость заливать, как на заправке что делать и прочие полезные вещи.
Мне кажется мальчики уже рождаются с этими знаниями, а нам приходится потом по крупицам собирать и учиться :)
Если что, в обычной автошколе я на права сдала сама с первого раза и вождение и теорию. Но в моей автолюбительской дальнейшей жизни мне это не сильно помогло :)

А мы вот так ездили:
http://rz-500.livejournal.com/41233.html
Об _устройстве_ автомобиля я узнал много нового :-)
Одно ДТП, две предаварийные ситуации, и это на ровном месте!
Но зато скучно не было. Еще один плюс- я себя ощущал не пассажиром, а членом экипажа. Ну, вроде штурмана.

Вот еще:
http://rz-500.livejournal.com/41566.html

http://rz-500.livejournal.com/41867.html

Хорошо, что так. Но ведь могло все гораздо хуже закончиться.

Гм.. Ну, тот человек машину больше не водит. Кажется родные настояли. Феноменально рассеян!
(А еще меня иногда критикуют за то, что я пиво пью...- Смешно!)

  • 1