Жизнь как приключение

Хан-Тенгри. День четвёртый. Снежно-пещерный.
olly_ru
В пять утра противный будильник вырвал меня из объятий сна.
День предстоял не очень напряжённый. Всего-то перейти из второго лагеря с 5100 в третий на 5800. Максимум три часа ходьбы по снежным склонам.

Акклиматизированные восходители участок от первого до третьего лагеря преодолевают за один день.
Но мы здесь не для того, чтобы подвиги спортивные совершать, а для того, чтобы хорошо акклиматизироваться. Поэтому ночёвка на 5100 - обязательный элемент программы.
Собственно, как и ночёвка на 5800.

А потом уже можно вниз на базу. Отмываться и отъедаться.
Нам же до отъедаться было ещё два дня, так что я закидывалась скудным завтраком и думала о предстоящем переходе.

Ночью шёл снег, и я немного переживала, достаточно ли хорошо будет видно тропу в третий лагерь. Оказалось, что зря переживала. Накануне прошло такое стадо лосей, что, как говаривал классик "не зарастёт народная тропа..."

На прощанье оставила в палатке шоколадку. Не то чтобы она мне совсем не нужна была или тащить её не хотелось, просто я подумала, что я как-нибудь два дня обойдусь без этой шоколадки, а вдруг гидам, которые будут ночевать в этой палатке, будет приятно.

Дошла до своих коллег, которые ночевали в палатках наверху.
Венгры решили никуда не ходить, потому что Габриэлю было по-прежнему нехорошо.
Исмаил, как обычно неторопливо собирал вещи.
Питерцы уже почти вышли. По крайней мере Сергей. Его товарищу тоже было как-то нехорошо.
Еще были то ли французы, то ли испанцы. Но они накануне получили какой-то супер актуальный прогноз, согласно которому погода должна была резко испортиться прям вот на следующий день, то есть не 29-го, согласно нашему плану, а 28-го.
Поэтому они резко подорвались и в четыре утра свалили вниз.

Посовещавшись (выглядело это примерно так: "а может мы тоже вниз?" "да ну ладно, прогноз хороший, наверху куча групп, успеем свалить если что" - вы догадываетесь, кто говорил "да ну ладно"), решили идти по первоначальному плану.

И я пошла. На прощанье сфотографировав красиво разинувшую рот гигантскую трещину рядом с палатками.

Это был самый приятный переход и самый приятный день.
Я уже временно ничего не боялась - бутылка-то была позади. Самочувствие было прекрасное - может у меня и не было акклиматизации, но адаптация-то ого-го.
Торопиться никуда не нужно, настроение прекрасное.
Вопреки тайному прогнозу то ли испанцев то ли французов, небо было чистым, и солнце постепенно выползало из-за горы пока еще не жаря, а приятно согревая.

Путь был почти ровный с плавным подъемом. Возможные трещины промаркированы, а снежные мосты выглядели незыблемыми, как чугунные.

Вскоре меня обогнал Исмаил. Ну и ладно. Я никуда не торопилась. Пила чай и смотрела картинки по сторонам.
Потом на всех парах мимо пробежал Сергей. Он всё-таки оставил своего болезного друга во втором лагере.

Во время связи я доложила, что мы все бодро движемся по направлению к третьему лагерю и уже почти дошли.

- А ты с кем там? - подозрительно спросил Греков
- С Исмаилом, Сергеем, - начала старательно перечислять я, глядя на их маячащие вверху на горизонте спины, - Ещё новозеландцев двое тут.
Добавила, посмотрев на идущих внизу новозеландцев.

Новозеландцы меня обогнали на последнем взлёте перед лагерем. Просто обошли, как стоячую.
Правда, почти сразу они сели пить чай, и я снова вырвалась вперёд.

- Клёвый рюкзак, - сказала Лидия.
- Ага, - рюкзак мой украшают нашивки из разных уголков планеты.
А потом неожиданно она почему-то спросила:
- Ты гид?
На что я отчаянно замотала головой:
- Нет, что вы! Я не гид! Вообще никогда не гид! - а то мало ли, что-нибудь спросят...

Попив чаю, они снова легко обогнали меня и пошли ставить палатку.
А я доползала до пещер и думала, вот что это за лоси? Главное они вообще не выглядели спортсменами, вот ни разу. Разве что каски на голове и хождение в связке (в отличие от нас разгильдяев) выдавало в них опытных восходителей.

Уже на следующее утро я узнала в чём тут дело.
Они заглянули к нам в пещеру, договориться о выходе вниз. И когда ушли, Анил спросил:
- Ты знаешь их?
- Ну, они из Новой Зеландии...
- Они крутые. Дэн 9 раз был на вершине Эвереста, он туда гидом водит. А Лидия - первая в мире женщина, которая взошла на Эверест без кислорода.

Это меня как-то примирило с их физическими возможностями :)

Кстати, потом я поняла, почему Лидия спросила меня не гид ли я. Оказалось, что мы с ней уже были знакомы. Мы вместе в 2013 году работали гидами в Антарктиде.

Вот так незаметно я дошла до пещер в третьем лагере.
На выбор мне предлагалось две пещеры.
Одна - с двумя гарными хлопцами, собирающимися на следующий день на восхождение.
Вторая - абсолютно пустая.

Наконец-то приключилось обещанное счастье интроверта.

Маленький вход на склоне, в который лучше всего проползалось на четвереньках вёл в шикарное жилище.

Пещера была огромной. В ней можно было стоять в полный рост. Состояла она как бы из двух отделений - коридор и кухня. И спальня с шикарной лежанкой.

В общем, всё было прекрасно. Не считая того, что в пещере было адски холодно. То есть находиться там можно было только в тёплом пуховике и желательно постоянно осуществляя какие-то физические действия.

Поэтому я вылезла на улицу. Погреться.
Там было теплее. Светило солнце. Но дул ледяной ветер.
В итоге я опять начала сильно сожалеть об оставленной палатке. В такую погоду - в палатке самое оно. Ветра не чувствуется, а под солнцем она прогревается.

Но палатка грустила без меня в первом лагере, так что зачем сожалеть о том, что невозможно вернуть.

Я полюбовалась уходящим вверх гребнем - маршрутом на вершину. Он хорошо виден из третьего лагеря.

Тут меня снова начало накрывать. Десять лет назад моё тельце спускали по этому гребню уже не веря, что тельце удастся оживить.
И почему-то сейчас, когда гребень был совсем близко, ужас произошедшего снова начал накрывать, мешая не то что получать радость от нахождения в этом замечательном месте, вообще мешая находиться здесь.

Чтобы не дать эмоциям победить, я нагребла побольше снега и полезла в пещеру заниматься хозяйственными делами.

Приготовила чай - попила. Приготовила обед - поела. Ещё раз попила. Больше не хотелось ни есть, ни пить - наверное горняшка.
Спать в ледяной пещере тоже пока не хотелось.

На улице я немного повтыкала на пейзажи внизу.

Немного посмотрела по сторонам.

Из соседней пещеры мне помахал Исмаил и попросил его сфотографировать.

Всё. На этом дела закончились совсем. А впереди еще был целый день. Всё-таки альпинизм - занятие немного скучное.

Чтобы совсем не заскучать, я решила прогуляться на верх до скольки пойдётся, чтобы не особо напрягаться.

Надела на себя всё снаряжение и пошла, такая вся из себя нарядная вылезать на перемычку.

Подъем на перемычку идёт по крутому снежному склону. Прямо от лагеря вверх уходит верёвка. Вот по ней, цепляясь слабыми ручками за верный жумар и поднимаются.

Все прошлые разы, когда я здесь бывала, подъём этот давался не то чтобы нелегко, но неизменно вызывал некий сбой в дыхании.
На этот раз я даже сама удивилась, насколько легко было идти вверх. Как по ровному проспекту.
Это не могло не радовать. Я и так знала, что тренировки и предыдущие восхождения этого года не прошли даром, но лишнее подтверждение никому ещё не мешало.

Так что раз-раз и вот уже палаточки далеко внизу.

А гребень наоборот - заметно приблизился.

И я решила немного пройтись по нему.
Я не была уверена, пойду ли на восхождение после акклиматизации. Я не знала - нужно мне это на этот раз или нет.

Когда меня спрашивали, почему я приехала сюда опять, я пыталась объяснить и себе и другим и в результате сама для себя сумела сформулировать некое объяснение. Не знаю насколько оно устраивало других, но для меня было в самый раз.

Я приехала как бы примириться с этой горой. Забыть всё то плохое, что на ней произошло и снова полюбить её, чтобы конце концов когда-нибудь оказаться на вершине. Не обязательно в этом году.

Поэтому не зная, приду сюда после акклиматизации снова или нет, решила пройтись немного подальше. Посмотреть по сторонам.

Ведь с гребня открывались чудесные виды на северную сторону.

Да и наша сторона выглядела просто красавицей. Особенно учитывая, что вот под этими склонами мы ходили.

Снизу скальный гребень Хан-Тенгри выглядит угрожающе вертикальным. Когда смотришь на него первый раз, вообще не понятно, как по нему идти.
Но стоит подойти поближе, и он ложится. По крайней мере в самом начале подъема.

Выше начинаются более крутые стенки, которые провешаны перилами.
На радиосвязи слушая бесконечные переговоры о том, куда принести веревки, куда отнести, где перила нужно переделать, я представляла, какой это адский труд.

Перилами провешаны все сколько нибудь опасные участки. Даже с виду казалось бы совсем безобидные, когда идёшь на верх, но спускающийся с горы усталый восходитель запросто может споткнуться и улететь по склону.
К тому же верёвки служат прекрасным ориентиром по маршруту. Как нить Ариадны ведут они по гребню.

И хотя я не была уставшим восходителем, но честно и добросовестно встёгивала страховку во все встречающиеся по дороге перила.

Дойдя до шести тысяч ещё посидела, повтыкала на красоты.

Тут неожиданно сверху спустился Сергей, который тоже решил прогуляться наверх.
Мы немного поболтали, после чего он стремительно умчался вниз, так как планировал не ночевать в третьем лагере, а вернуться к оставленному во втором другу. Потому что (тут у меня случился разрыв шаблона) у них одна горелка на двоих, и он её забрал.

Из опыта первой же поездки на Хан я вынесла, что как бы ни сложились обстоятельства, в каком бы лагере ты ни находился, включая базовый, всегда должна быть возможность вскипятить воду. Особенно у человека, который себя не очень хорошо чувствует.
В общем, мой джетбойл всегда со мной :)

Я тоже пошла домой. По дороге встретила гуляющих новозеландцев.
Просто не гребень, а променанд какой-то.
Правда гуляли они недолго и как-то стремительно свалились сверху, пока я спускалась по перилам.
Исмаил, глядя на наши гуляния тоже было подорвался. И даже вылез на перемычку, но тут всё заволокло облаками, так что он быстро вернулся.
Погода, правда, достаточно быстро наладилась, но все уже вернулись в лагерь.

Нам снова не оставалось ничего делать, кроме как любоваться окружающими пейзажами и ходить к друг другу в гости.

Исмаилу нужен был то чай, то скотч, то взамен он угощал меня хлебом и рыбой - роскошью недоступной с моей скромной раскладкой.

Облака создавали причудливые узоры на склонах. Как я люблю.

А в пещере можно было смотреть, как красиво просвечиваются непрочные снежные стены.

После обеда облака стали гораздо активнее портить нам пейзажи и погоду. Сбывались обещанные прогнозы.

Мы смотрели на всё это безобразие и пытались выработать коллективный план на завтра.

Завтра нам нужно было спуститься на базу. Опять через бутылку. Да...
Поэтому нужно было выходить максимально рано. Часа в четыре утра.
В принципе все так и планировали.

Лишь два отщепенца запаниковав сказали, что погода портится слишком стремительно и возможно в четыре утра будет уже слишком поздно, и они свалят в два часа ночи.

Так как большинство жило в палатках, включая этих паникёров, я на всякий случай попросила, если они вдруг все решат валить в два, заглянуть ко мне в пещеру и сообщить об этом.
На что получила в ответ: "Ты знаешь, вряд ли..." Милые русские ребята...

Впрочем, я особо не беспокоилась. Весь свежепройденный путь от базы был у меня теперь прописан в навигаторе, так что даже оставшись одна и без видимой тропы, я бы спустилась.

Но, как обычно, всё получилось по-другому.
Прослушав наши планы на вечерней связи, Греков сказал, что сейчас сверху к нам спустятся гид Давид и Анил, и он даст Давиду какие надо распоряжения.

В общем, за нас уже всё было продумано и решено. Так что я пошла опять пить чай и веселиться.

Вечером сверху спустились Давид с Анилом. Они сходили на вершину и были весьма уставшие.
Анил потом уже внизу рассказывал, что он ходил на вершину с Глебом Соколовым и называл какие-то совершенно безумные цифры в часах (по мне так это не сходили, а стремительно сбегали), и говорил, что для него это рекорд, а для Глеба наверное не очень быстро.

Давид передал волю руководства: завтра мы все вместе дружно связавшись веревкой спускаемся вниз.
Вот прям от пещеры с верёвкой.
Я было попыталась начать дискутировать, но "Греков сказал" - железный аргумент.
Все вместе, так все вместе, с верёвкой, так с верёвкой... Сложно спорить с людьми, которые изо всех сил помогают тебе.

Давид сходил к Исмаилу, предупредил его, чтобы не опаздывал на наш утренний выход.

Они с Анилом нарушили моё пещерное одиночество, разделив со мной наш снежный кров.
Я к тому времени уже набылась интровертом, так что даже не огорчилась. Скорее наоборот. Даже простое присутствие людей в пещере делало её немного теплее.
А уж когда Анил постелил на снег спасательское одеяло (такую серебристо-золотистую штуку), куска которой частично хватило и для моего коврика, стало вообще ощутимо приятнее.

В ответ я решила не быть букой и проявить гостеприимство. Предложила, если нужен снег для приготовления воды, воспользоваться моим мешком со снегом.

На этом мы, надеюсь, довольные друг другом стали устраиваться на ночлег.

Предыдущие серии:

Хан Тенгри - повелитель неба.

Хан-Тенгри. По дороге на Южный Иныльчек.

Южный Иныльчек и его обитатели

Хан-Тенгри. День первый, он же акклиматизационный. На Южном.

Хан-Тенгри. День второй, лагерь первый.

Хан-Тенгри. День третий. Через бутылку.

• Здравствуйте, я - Оля!

В последнее время все чаще задумывалась над тем, что мой любимый журнал без заглавного поста выглядит как-то сиротливо. Поэтому новый год решила…

• Простились...

Говорят, когда человек умирает, на небе загорается звезда. А тут ощущение наоборот, что звезда была рядом с нами. Он заряжал нас своим светом и…

• Парк Масаи Мара. Инструкция по применению.

Обещала вас в ближайшее время завалить сотнями картинок со всевозможными зверями из Африки? Выполняю. Поездка в Масаи Мара получилась, как это у…

• Маркес. Без слов.

Как можно показать произведения Маркеса без слов? Маркеса, который именно нитями слов выплетает причудливый узор историй. Лично я плохо представляю.…

• Крым культурно-туристический. Вино и цветочки.

Нет, я знаю, что Крым - он не только скалы-море-горы-вино. Дворцы, памятники, монастыри, крепости - чего там только нет. Но как-то так сложилось,…

• Crimea X Run. Часть четвёртая. Ялта - Гурзуф.

Обещанный дзен наступил на четвёртый день гонки. Вот так прям внезапно "дезенс" и наступил. Впрочем, начиналось всё как обычно - беспокойная ночь…

promo olly_ru march 1, 2015 15:15 139
Нет. Говоря по существу - это вовсе и не моя книжка. Хотя мое имя значится на ней в качестве автора. Это книжка обо мне, о моем проекте "7 Вулканов" за год, написанная коллективом авторов и прочих специалистов на основе моих фотографий и записей в ЖЖ. Если бы я сама делала эту книгу, она была…

• 1
Супер!
Слежу с большим интересом.

Офигеть. Читаю каждый раз, почти забывая дышать :) А в такой пещере нет опасности, что она обрушится?

Забывать дышать вредно :))
В пещере совершенно безопасно. Конечно если она правильно сделана.

И предложила мешочек со снегом ;))), ты все-таки редкой доброты человек ;), а могла бы сказать - нет у меня для вас снега... вот все набегут и требуют... ненапасёссся ;)))
С восторгом читаю.
Спасибо.

Ну а ты как думаешь, есть же люди у которых снега зимой не допросишься. Обычно я в вхожу в их число. Но в этот раз решила быть необычайно щедрой :)

Отлично) Пещера-Хилтон просто прекрасна.
Что-то снега захотелось уже.

Предлагаю пока ограничиться снегом на моих фотографиях. Пусть лето ещё побудет!

Потрясающе! Сказка! Такое очарование - кажется, еще минута, и появятся одичалые из "Игры престолов"...

Edited at 2016-08-25 04:50 pm (UTC)

Жалко, что я ни разу не смотрела "Игры престолов" и не знаю, кто такие одичалые.
Но после акклиматизации и восхождения люди на базу приходят вполне себе одичавшие.

Очень интересно читать! Полный эффект присутствия)

Это замечательно!

А вот как веревки делят на таких маршрутах? Допустимо ли встегиваться в чужую веревку? Счет потом выставляют? Или свою вешать?
Читал тут отчет про Эверест, так там местные в натуральную веревочную мафию объединились - плати и все тут, даже если не нужны.

На Хане всё проще.
Все перила провешивает команда Грекова из Аксай трэвел.
Все приезжающие делятся на несколько групп: клиенты, которые идут на восхождение с гидами; спортсмены, которые берут так называемый "полный пакет", в него входят трансферы, отели в Бишкеке, вертолёты, питание в базовом лагере и проживание в больших стационарных палатках там же, то же самое в Каркаре (место откуда стартуют вертолёты), консультации по маршруту, радиосвязь и перила; есть малый пакет, в него входит всё тоже самое кроме питания и проживания на базе и в Каркаре и гостиницы в Бишкеке.
То есть в любом из этих случаев ты заказываешь какой-то сервис у Аксая.
Но в принципе, можно прийти на Южный Иныльчек пешком, поселиться в своей палатке, и самостоятельно идти на гору.
Формально такие люди не должны пользоваться перилами, так как не оплатили работу провешивающих их людей.
Но на практике, никто им не только не укажет на этот факт и не запретит использовать перила, не потребует какой-то платы, их точно так же при необходимости проконсультируют по маршруту и будут стараться отследить их передвижения на случай, если вдруг у них возникнет аварийная ситуация.

Так что коммерция хоть и пришла в те края, но дух советской (в хорошем смысле слова)школы альпинизма настолько силён, что его никакой коммерцией не перешибёшь.

Оля, спасибо, что не затягиваешь выход каждой новой серии. А то я по 2 раза в день захожу в твой журнал, в расчете, что уже выложена следующая серия. Ну ты создала интригу - читаю и думаю - чем закончится - то ли погода подведет, то ли все хорошо будет...
Олеся Л.

Мне кажется, что как раз затягиваю, учитывая, что прошёл почти месяц с момента моего возвращения, а я всё ещё повествую :)

Кстати, подскажу, как избавиться от неопределённости и напрасных просмотров моего журнала: заводишь пустой журнал в ЖЖ, писать ничего не надо, просто регистрируешься, добавляешь меня в друзья, подписываешься на обновления, и тебе на почту будет приходить оповещение, как только я напишу что-нибудь новенькое.

Читаю как захватывающий детектив и очень переживаю, так хочется заглянуть в конец и узнать, что там хэппи энд! Так страшно залазить в снежную пещеру, а вдруг завалит вход.

Снежная пещера - это очень надёжно.
А переживать не стоит - я же уже в Москве. Так что энд по любому будет хэппи.

Огромное спасибо за такой ужасно интересный рассказ.
Обожаю вас читать!

Спасибо! Очень приятно получать такие отзывы.

какие освежающие фотографии))))) на самом деле невероятно красиво!) спасибо огромное!

Да уж, свежести в горах хватает. Недаром говорят, что альпинизм - это способ перезимовать лето.

Последние две недели было особо не до чтения, а сейчас проглотил разом все четыре серии ;))) Слова, мысли, картинки - завораживает... Очень здорово!

Как четыре? Там же их больше.

А на 19 фотке справа- это Чапаева?

А на фотке №1 трещина, в которую хочется сдюльферять :-).
Я конечно знаю, что не первый, у ког возникает такое странное желание.

По-моему всё-таки первый :)

Простые такие будни альпиниста: чаек, посмотреть серию про снежную вершину и новости о планах соседей в пещере - и ведь это в сто раз интереснее,прекраснее, чем равнинные суетные дела, за эти маленькие бытовые моменты цепляется потом память, когда спускаешься вниз. Прочла с огромным удовольствием!

Ползет связка альпинистов на гоpу. Почти долезли. Осталась еще одна стенка. Ползут. Вдpуг сpываются... Летят 100 метpов веpтикально, ломают pуки, ноги. Кувыpкаются дальше, спускают лавину. Вместе со снегом и камнями летят дальше.
Чудом остаются живыми - зацепились веpевкой за камень...
Висят, болтаются...
Один пpоводит pукой по лбу, вытиpая кусочки мозгов и кpови, и говоpит втоpому...
- Hе, Петpович, все равно лучше, чем на pаботе....

Конечно равнинная суета и трудовые будни ни в какое сравнение с таким отдыхом не идут.