Жизнь как приключение

Восхождение на Монблан в стиле блиц.
olly_ru
В Шамони, которым я так восхищалась наша группа собралась не просто так. Просто так конечно тоже хорошо - вина там попить, сыров вкусных поесть.
Честно говоря, я бы на этом и остановилась :)
Но почему-то никто не говорит: "Организуйте мне пожалуйста поездку в Шамони, просто попить вина и чтоб гид от вашего Клуба в этом обязательно участвовал".

Все жаждут подвигов. Вот и в Шамони мы приехали, чтобы взойти на высшую точку Западной Европы - Монблан.

Обычно восхождение на Монблан занимает где-то неделю. Включает в себя акклиматизацию, занятия, подходы, отходы, резервные дни на непогоду, переходы от одной хижины к другой.

Но на этот раз это был не наш вариант.
На Монблан мы приехали исключительно на выходные. Никаких резервных дней, акклиматизации и прочих развлечений предусмотрено не было.
Все быстро и ясно: день приехать в Шамони, день дойти до верхней хижины, день на штурм вершины и спуск вниз и на следующий день - возвращение домой.

Сейчас, когда мы все это попробовали, я могу сказать, что идея неплохая и имеет право на существование при соблюдении некоторых условий...

Но тогда, тогда мы еще не знали, чем все это обернется.
Сразу оговорюсь, у всех участников восхождения был достаточный опыт для такой авантюры и все понимали, на что они подписались.

Итак, рано утром, буквально с первыми лучами солнца мы выехали из Шамони.
Одним из главных условий успешного восхождения в столь краткие сроки является хорошая погода. Но увы, прогноз нас не радовал.

И оправдывая прогноз уже с утра над Монбланом нависло нехорошее такое облачко.

По непривычно пустым и тихим улочкам Шамони я дошла до отеля, где жила вся группа.

Пустые столики кафе, никого... И лишь на площади разгружали коробки с товарами, готовясь к субботней ярмарке.

Небольшой переезд до трамвайного депо.
Погода погодой, но наша дружная команда (и когда только успели сдружиться :) ) настроена весьма решительно. Никто почему-то от восхождения не отказался в последний момент. Наоборот, бегом-бегом, чтобы успеть на самый первый трамвайчик.

Для тех, кто не знает... На Монблан ездят на трамвае. Да-да. Он так и называется "монбланский трамвай".
На самом деле это не совсем трамвайчик, конечно. Скорее паровозик. Очень старый, но очень ловкий.

Железная дорога проложена по склонам Монблана. Начинается она от депо Ла Файет (в силу обстоятельств, я очень хорошо запомнила это название), а заканчивается на станции Нид де Игле - гнездо орла то бишь - на высоте 2300 метров.

По старой дороге медленно, но верно трамвайчик заползает все выше в горы. Пейзажи вокруг такие красивые, что усидеть на месте не возможно.

Все кидаются к окошкам. С одной стороны, с другой. И щелкают, щелкают...

Радость от поездки омрачается только осознанием того, что она вот-вот закончится. Нужно будет надеть рюкзак и идти вверх.

Небольшая гимнастика перед марш броском. Надо же поразмять затекшие в офисе за прошедшую неделю конечности.

А дальше, как поется в песне: "Вперед и вверх, а там..."

Последний взгляд на трамвайную остановку.
Может еще не поздно? Может еще можно вернуться?

Нет, увы, слишком поздно. Группа в бодром темпе ускакала вверх по тропе.

При чем в настолько быстром, что пришлось поднапрячься, чтобы не отстать :)

Обычно мы гуляем легким прогулочным шагом. Но у нас же план...
Вот уже далеко-далеко на фоне серого неба виднеется маленькая хижинка... Нам надо сегодня оказаться в ней.

Горы все выше, хижина все ближе. А родное, уютное, теплое Шамони - все дальше.

Тросы на тропе подсказывают, что первая хижина - Тет Рус уже совсем рядом. Все удивляются, зачем тут тросы. Я тоже так первый раз удивлялась. А потом с одной группой мы попали в непогоду. Вся тропа была завалена снегом, даже в кошкам пришлось идти. И за эти тросы цеплялись как за последнюю надежду.

При обычном восхождении на Монблан, в первый день как правило поднимаются только до нижней хижины - Тет Рус на высоте 3167 метров.
Но мы проскакиваем ее даже не приближаясь.

Даже чайку не зашли попить... И лишь пройдя хижину прямо на леднике облачаемся в альпинистскую снарягу. Дальше начинается настоящий альпинизм.

Подъем от хижины Тет Рус до хижины Де Гуте - это несложное лазание по скальному гребню. Несложное, но достаточно долгое - часа четыре. Зато в отличие от обычного хождения по тропам - занятие это весьма увлекательное.
Единственное неприятное место на участке - Кулуар смерти. Название говорит само за себя. Кулуар по которому время от времени летят камни. К сожалению каждый год в нем кто-нибудь гибнет. Прохождение через этот кулуар - лотерея. Ничего предугадать и просчитать нельзя. Лишь надеяться на удачу. И очень быстро бежать.

Зато прошел кулуар - можно выдохнуть. Посмотреть вниз...

И идти наверх... Иногда это просто хождение по скалам.

В особо сложных и опасных местах провешены тросы, за которые страхуются.

Иногда приходится лезть вверх по настоящим скальным стеночкам. Впрочем в хорошую сухую погоду сделать это совсем не сложно.

И вот уже хижина Де Гуте, такая не досягаемая с утра, оказывается совсем рядом.

Я первый раз в этой хижине. Она только два года как открылась. Прежняя хижина стоит сейчас законсервированная и никак не используется. Что очень странно, учитывая извечную проблему с местами для ночлега.

Ночевки на Монблане - это отдельная песня. Со множеством ненормативной лексики... :(((
На Монблан ходит очень много народу. И всем надо где-то ночевать. Прежняя маленькая хижина не могла вместить всех желающих. Поэтому можно было рядом ставить палатки. Нормальный запасной вариант.

Открыв новую хижину, французы категорически запретили ночевки в палатках. Вплоть до вызова жандармов и запрещения восхождения в случае нарушения этого требования.
Но мест в хижине все равно не хватает на всех.
Это одна проблема.
Вторая, даже если места есть их обязательно резервировать по интернету. При чем отдельная резервация для французских гидов и отдельная для всех остальных.
В итоге, открываешь лист резервации в начале сезона - а там все дни все места заняты.
И дальше начинается интересная игра по отловле мест. Ближе к дате восхождения французы снимают брони, и тут главное отловить появившиеся места.
В общем дурдом :(

Однако, что это я о грустном. Давайте о хорошем. Новая хижина впечатляет.

Вместо тесного предбанничка, как в старой хижине, тут - просторный практически холл для переобувания и хранения снаряжения.

Вход на верх - только в сменной обуви. Впрочем, она имеется в большом количестве. Тапочек хватит всем :)

Хижина Де Гуте находится на высоте 3800 метров. Получается с утра мы набрали 1500 метров, что не могло не сказаться...

Однако, не теряя бодрости духа, заселились в комнатку со славным названием "Нид де Игле"... Я бы сказала даже дразнящим названием, напоминающем что где-то есть трамвайчик, на котором можно сбежать в Шамони.

И пошли ходить бродить по хижине и окрестностям.

По всему периметру хижины идет балкончик. С него очень удобно любоваться красотами.

А в хорошую погоду можно посидеть на скамеечке, семечки полузгать, обсудить последние новости

Но это опять же, если время есть. А у нас режим. Да и погода далека от идеальной. На ледяной скамеечке не посидишь.
Поэтому мы проводили последние лучи солнца, скрывшегося за облаками...

Закрепили акклиматизацию парой бутылочек красненького...

И пошли пытаться поспать. В два часа ночи надо было выходить на восхождение.

Поспать конечно никому толком не удалось.
Сонные, вялые и несчастные посреди ночи кое как позавтракав мы выползли на восхождение. Настрой уже был не такой боевой. Да и погода не обещала ничего хорошего... Но раз уж мы дошли до Гуте, то глупо было не попробовать.

Сначала мы шли в полной темноте. Лишь вдали светились фонарики групп, которые вышли раньше нас.
Потом вроде как рассвело. Но видимость не появилось. Облако прочно село на Монблан.

Навстречу нам прошли повернувшие назад группы. Сначала одни, потом другие. Совершая простые арифметические действия, достаточно скоро я поняла, что все вышедшие утром вернулись назад. На горе осталась только наша группа.
Французы в такую погоду не ходят. Но мы же русские! У нас дури полные карманы, два гида и приборы под название джипиэс. Так что что нам какой-то туман. Тем более, что иногда из него даже что-то показывалось.

Однако, стоило нам подняться повыше, как случилась новая напасть. Поднялся ветер. Да не просто ветер. Ветрище.
Медленно и печально пережидая порывы ветра мы выползали к хижине Валло. Это промежуточная хижина на высоте 4300 метров, построена для всяких аварийных ситуаций. Находится она посередине дороги от Гуте до вершины и не предназначена для жизни человеческой.

Последние метров 100 (по длине, не по высоте) мы шли где-то полчаса. Идущая в моей связке Надя то и дело садилась на снег. Сначала я думала, что это она устала... Но вскоре поняла, что ее эту хрупкую блондинку (ничего плохого, просто цвет волос) сдувает ветром... Она не садится. Ее тупо валит ветром на снег и потом Надя прикладывает массу усилий, чтобы снова встать на ноги.
Я и сама еле-еле удерживалась от падений под порывами ветра.

С трудом заползли в хижину. Поели. Попили... И общими усилиями приняли непростое решение спускаться вниз. Ибо дальше предстоял выход на гребень. А в такой ветер на гребне ловить совершенно нечего. Ну разве что улетевших участников. Но в наши планы это совсем не входило.

Принимать такое решение всегда неприятно и непросто. До последнего момента кажется, что погода наладится. Что вот сейчас пойдем вниз, а она ух как... А мы эх мы...
Но стоило нам выйти из хижины, как стало понятно, что погода не наладится.
Ветер не стихал. Первая связка достаточно бодро повалила вниз. Чего нельзя было сказать о нашей - более легковесной.
Надю по-прежнему периодически распластывало в позе морской звезды по склону порывами ветра. Я тоже еле удерживалась. Юра - наша последняя надежда - упирался палками, но тоже как-то не слишком надежно.

Ближе к хижине Гуте ветер стих. И даже облака немного разошлись.

И даже наступил тот самый момент, когда кажется, что зря мы повернули. Однако опыт и чутье подсказывали, что не все так просто.

Надвигался снегопад. По прогнозу - какой-то невероятный. А нам нужно было еще спуститься по скалам от Де Гуте до Тет Руса.

И снегопад начался.
Если не лень, можно вернуться в середину моего рассказа и посмотреть фотографии, как мы накануне шли по этим скалам...
Как говорится, почувствуйте разницу.

Вот это те самые скалы... Покрытые сугробами они являются серьезным препятствием.

А в метель все это становится вообще борьбой за выживание.

А еще усталость... Все-таки уже проделан немалый путь вверх-вниз... И пусть мы не дошли до вершины, в такую погоду нагрузочка получается не меньше чем при успешном восхождении.

И начинаются ошибки и всякие неприятности... К счастью все обошлось без потерь. Если не считать многочисленные потери нервных клеток.
И даже кулуар смерти удалось пробежать опять без камнепадов.

Пройдя опасные участки мы сняли снаряжение и дальше наши пути разделись...
Мужики и Надя ускакали вперед, а мы брели медленно и печально в густом тумане.

Мы еще не знали, что нас ожидает у трамвайчика. А там буквально сюжет из фильма ужасов.
Представьте. Густой туман. Ничего не видно. Никого нет. Мы выходим на дорогу и видим... Видим что лежит рюкзак Андрея. Все.

Кричим - никто не отзывается. Лишь испуганные горные козлы шарахаются в сторону.
Выходим на станцию к трамвайчику, там тоже абсолютно безлюдно. И лишь сам трамвайчик призраком виднеется в тумане.

Вся группа исчезла. При чем в отличие от Андрея исчезла с рюкзаками. И фиг бы с ними. Но что может значить одинокий, всеми покинутый рюкзак на дороге?!!!!

Фактически готовый сценарий к фильму ужасов "Пропавшие в тумане".

Но ближе к отходу трамвайчика все выяснилось.
Веселые и довольные наши коллеги вернулись. Они дойдя до дороги не пошли до станции, а повернули в другую сторону, к рядом стоящей хижине, чтоб время до трамвайчика скоротать в баре.
А рюкзак?
Ну это же очевидно. Глядя на всеми покинутый рюкзак, мы должны были догадаться что это месседж такой: мы в баре, идите к нам.

Всю дорогу пока мы ехали на трамвайчике шел нудный дождь...

Он и внизу шел. Поэтому все быстренько от трамвайчика побежали на парковку, чтобы сесть в машину и ехать в отель.
И только я остановилась чтобы сфотографировать чудный паровозик...

Ну а к чему привело это мое фототворчество, я уже рассказывала.

promo olly_ru march 1, 2015 15:15 137
Нет. Говоря по существу - это вовсе и не моя книжка. Хотя мое имя значится на ней в качестве автора. Это книжка обо мне, о моем проекте "7 Вулканов" за год, написанная коллективом авторов и прочих специалистов на основе моих фотографий и записей в ЖЖ. Если бы я сама делала эту книгу, она была…

• 1
Красоты присутствовали, вижу.
Я очень за тебя рада, что ты можешь и сама повернуть назад и людей уговорить. Молодец. Я знаю, что это невероятно сложно, но иногда это спасение. И те кто не повернул те не вернулись.... это я опять про прошлогоднюю гибель моего виртуального, но друга вспомнила. Он всегда мог повернуть... но один раз решил не поворачивать... на Победе, видимо там и остался.

Когда я одна, то могу увлечься и не всегда вовремя повернуть назад. Я знаю за собой такую проблему :(
Но когда я веду группу, все по-другому.
К тому де в данном случае не оченьсложно было принять такое решение. Потому как без шансов было взойти 0. А вот неприятности огрести если бы мы продолжили подъем, шансы были очень большие.

вот теперь я знаю как выглядит новый приют, спасибочки:)
мы кстати тоже восходили по ускоренному варианту, без захода на Тет Рус, правда когда спускались немного запоздали и пришлось всё-таки там заночевать)

Новый приют конечно шикарен по сравнению со старым.
А ты бы хоть на экскурсию туда поднялась, все равно же все время там гуляешь :)

гулять-то гуляю, но такую, как ты выражаешься экскурсию, всё равно надо запланировать!
обратно-то как? не получится в один день туда-обратно)

Понятно, что это не на один день прогулка :)

Какой разный!
И снег , и зелень, и горы, и камни :-)
Пейзажи неописуемой красоты!
Здорово!

Да, Монблан он очень разный. Из лета попадаешь в зиму и обратно.
При чем даже одно и тоже место в зависимости от погоды может выглядеть совершенно по-разному. И ситуация меняется в считанные часы.

За выходные сгонять на Монблан - круто! Жаль, что с погодой не повезло.

Да, не то чтобы круто, но вполне реально. И хорошая встряска в офисной жизни, если на полноценную поездку времени нет.
Минус конечно, что никакого резерва на непогоду нет. Тут либо повезло, либо нет.
В этом голу в Альпах все лето погода не очень была, вот и мы попали :(

Здорово как! Конечно, только первая часть. Бороться с природными условиями в горах - это не на прогулочку выйти :(

Конечно не на прогулочку выйти, но такой опыт тоже бывает полезен :)

Я была в ситуации в горах: мы потерялись, так как тропа была покрыта снегом, но знали примерно, что нам вот к тому пику. Пошли соответственно на глазок, без тропы. Пришлось scrambling местами делать. Вдобавок пошел снег. А мы совершенно неподготовленными были: я вообще в лосинах тогда шла... В-общем, вышли - и Слава Богу. Только я потом месяц не могла в горы заставить себя пойти. Боялась.

Так что не уверена о полезности... :)

Такой опыт да... Я вообще очень нелюблю когда в горы идут неподготовленные люди без нужной одежды и экипировки, надеясь на авось. К сожалению это часто плохо заканчивается.
Когда я говорила про полезность опыта, я имела ввиду нашу ситуацию.

Комментарий от меня: Здорово, хоть и с экстримом. Я сегодня с вами дважды туда виртуально сходила, днем сама, сейчас - с мужем. Когда-то видела видео возле кулуара, причем были слышны комменты по западноукраински, когда камни падали. Жуть.

Коммент от мужа: Спасибо за опыт! Мы туда собираемся.

Коммент от меня: Какое "собираемся"?! Во, дает!

Коммент от меня: а почему бы и нет? :)
Если нужна будет консультация, обращайтесь!

Так опыт-то у нас только в горном туризме. Никогда даже не примеряли кошек, не то, что ходить в связке.
Да и годочков мальчику 61, хотя он и в хорошей форме, но я бы не пустила. Единственная затаенная мечта, если бы где-то поучиться ходить в кошках и пройтись с гидом по леднику Аржантьер, или хотя бы Мер де Гляс, но ни на какой верх не лезть.
Забыла спросить- это вы в июле были?

Да мы были в июле.
Если еще окажетесь в Шамони, там без проблем можно взять местного гида как раз для такой прогулки на один день. И все необходимое снаряжение там же можно взять в аренду. Так что ваша мечта когда-нибудь наверняка станет реальностью.
А возраст... У нас как-то один участник взял как раз на Монблан свою маму. Ей тогда по-моему 67 было и это была ее первая поездка в горы. У нас тогда была долгая программа: с тренировками, с акклиматизацией в Швейцарии на Брайтхорне. Так вот, на сам Монблан мама уже не пошла. Но вы бы видели как она ловко прыгала на леднике через трещины на занятиях! И поднялась на Брайтхорн.
Вот я нашла ссылочки на те наши погулялки http://olly-ru.livejournal.com/30583.html
ой, посмотрела последнюю ссылку и обнаружила, что вы как раз были единственным комментатором того моего поста :)

Ничего себе! Обнадеживает.
Я в прошлом году вот здесь чудила возле ледника Аржантьер по снегу в босоножках, но в походных, декатлоновских, так как ногу натерла http://olga-kulaj.livejournal.com/4366.html
Осталось придумать, как денег заработать. Уже больше, чем полгода, на одних пенсиях сидим. Муж бы с удовольствием работал, но если плохо продаются машины, то заказчик стройку останавливает, и строители без работы. Вот такая взаимосвязь.
Интересно, сколько примерно такая прогулочка стоит, с хотя бы одной тренировкой, с гидом и прокатом снаряжения? (на двоих, я же мужа без себя не отпущу).

Если говорить просто про прогулку по леднику со снаряжением и в кошках, то я думаю гиды в Шамони берут порядка 200 евро за день работы. А прокат комплекта снаряжения обойдется наверное в 50 евро в день на человека. Может меньше. Точно не скажу.

Спасибо! 200е., это, если группа, например, 5 чел., то делится на всех?

Французские гиды обычно работают из расчета один гид на 1-2 человек. Хотя может это только к восхождениям относится. Может просто гулять по леднику и проводить занятия они согласятся и с большим количеством человек.

Здорово! Но я думал, что это более легкая вершина.

В хорошую погоду да, то несложное восхождение.
Но на ней каждый год гибнут люди. Погибают от камней в кулуаре. Ну и если погода вдруг ухудшается, что на Монблане бывает часто, простая гора превращается для кого-о в смертельную ловушку.

Спасибо за красочный рассказ. Как будто вернулся на 2 месяца назад, когда наша группа с Денисом Проваловым играла в "полярников" и на пути наверх, и на пути вниз. Только Гранд Кулуар из-за большого количества снега был относительно не камнеопасный.

О, вы были в группе с 5 июля?

Да :-) Или Лиза, или Денис лайкнули вас в Фейсбуке и я пошел по ссылке :-) Я - Эдуард ;-)

Понятно :) Приятно слышать вас снова.
Кстати Зиябутин написал большую статью о ваших похождениях, у нас на сайте на прошлой неделе была.

Здорово! Сейчас почитаю.

Классно он написал! А у меня всегда (еще со школы) были проблемы с эпистолярным жанром.

Да, Зиябутин молодец. Он после каждой поездки пишет замечательные отчеты.

очень красиво и ИНТЕРЕсно
для меня, разумеется, слишком уж экстрим (я живу более-менее спокойной жизнью...ну, ВНЕШНИЕ опасности. да, разумеется...но САМА себе я не устраиваю опасностей...

вы очень смелые
сильные и ловкие

Скажете тоже "очень смелые" :)
Просто мы приключения любим. А так порой мы очень даже боимся :)